8 апреля генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен прибыл в Париж для участия в семинаре Союзного командования по трансформации. Он согласился ответить на вопросы корреспондентки Le Figaro Натали Гибер.
Внутри НАТО сосуществуют две Европы - "старая", которая хочет оставить дверь для диалога с Россией открытой, и "новая", требующая решительных действий. Справляется ли альянс со своими сдерживающими функциями, столкнувшись с Владимиром Путиным? - спрашивает журналистка.
"Я не согласен с идеей разделения на "старую" и "новую" Европу, - ответил генсек. - На деле мы увидели обратное: нам, европейцам и американцам, удалось остаться вместе на единых позициях в отношении России. Конечно, то тут то там возникают нюансы. Но в конечном итоге мы пришли к консенсусу западных игроков".
"Мы не обсуждаем военные опции, - уверяет Расмуссен. - И 5-я статья нашего Устава неприменима к странам, которые не входят в НАТО. Есть и другие варианты".
"Однако, если Россия пойдет дальше на Украине, это будет иметь определенные серьезные последствия для ее отношений с западным миром, - предостерегает глава Североатлантического альянса. - Она окажется в еще большей изоляции. В этом случае будут рассмотрены дополнительные экономические санкции".
"В том, что касается безопасности, наша обязанность - гарантировать эффективную защиту и оборону наших союзников, а это включает убедительные сдерживающие действия. Вот почему мы уже приняли меры, усилив воздушное патрулирование в страх Балтии, развернув самолеты ДРЛО, увеличив свое присутствие в Черном море. Мы также попросили наши военные власти предложить шаги для дальнейшего укрепления коллективной обороны", - цитирует Расмуссена Гибер.
По мнению генсека НАТО, незаконная аннексия Крыма может иметь крупномасштабные негативные последствия: "В 1994 году Украина получила гарантии суверенитета и территориальной целостности, а тут мы видим, как Россия, один из гарантов, пересматривает свои обязательства. Это посылает очень плохой сигнал странам, которые надеются обзавестись ядерным оружием. Из всего этого делается вывод, что в случае отказа от своих программ (а для ядерных держав - в случае отказа от ядерного оружия) они могут всерьез сомневаться в гарантиях своей целостности".
"Россия предлагает Украине принять статус неприсоединившегося, нейтрального государства в обмен на гарантии суверенитета, - продолжает Расмуссен. - Но могут ли украинцы верить русским после того, как те силой захватили их территорию? Русские не обеспечили гарантии, которые давали в прошлом, как они могут внушать доверие в будущем?"
"Это будет иметь косвенное влияние на всемирную ядерную стратегию, - предрекает генсек альянса. - Мы вели с Россией дискуссии о контроле над вооружениями, в том числе о возможности сокращения ядерного оружия. В то же время мы говорили, что это сокращение должно быть сбалансированным. Это требует увеличения транспарентности, к чему русские не были готовы. К тому же ядерные арсеналы остаются неуравновешенными. Ядерные державы НАТО существенно сократили количество ядерных вооружений, тогда как со стороны России мы ответных действий не видели. В свете нынешнего кризиса я считаю нереалистичным дальнейшее продвижение в сфере контроля и сокращения вооружений", - заявил Расмуссен.