Авианосцы возвращаются в моря и океаны, в стратегическое пространство, где государства как никогда прежде демонстрируют свои амбиции, пишет обозреватель Le Figaro Изабель Лассер.
Почему авианосцы вновь вошли в моду?
Слишком тяжелые, слишком медлительные, слишком дорогие... и все более уязвимые для современных вооружений, разработанных против них отдельными странами. Эпоха, когда скорость является условием успеха, а экономичность считается достоинством, априори неблагоприятна для авианосцев. Тем не менее, сегодня мы присутствуем при их самом большом подъеме после Второй мировой войны, указывает автор. "Время считается дополнительной мощностью, авианосцы снова стали большим преимуществом для серьезных военно-морских сил", - поясняет Жан-Сильвестр Монгренье, научный сотрудник Института Томаса Мора.
Зачем нужен авианосец в XXI веке?
Для национального морского флота авианосцы и их группа авиации ВМС меняют расклад сил. Огневая мощь придает способность первым входить в конфликт. Мобильность позволяет одновременно обеспечивать господство на море и противодействие наземным операциям. Еще авианосец придает политической власти способность действовать вне зависимости от дипломатических и логистических затруднений, отмечает Лассер. "Авианосцы - это инструмент политического могущества, превосходства на море и в воздухе, которое обеспечивает стране-владелице возможность стать активным участником урегулирования кризиса или конфликта и располагать средствами для навязывания своей воли", - резюмирует Жан-Сильвестр Монгренье.
Что означает рост мощи российского Военно-морского флота?
От сирийского кризиса до аннексии Крыма российский ВМФ находится в центре событий, которые вернули ему почести, утраченные после упадка, вызванного крахом СССР. ВМФ, являющийся вектором могущества и влияния, обласкан Владимиром Путиным, который хочет вернуть России, благодаря ее армии, статус мирового игрока первого плана и взять реванш над Западом, победившим в холодной войне. Новая версия военно-морской доктрины требует статуса "великой морской державы". В этом проекте авианосец "Адмирал Кузнецов" со своими атомными ракетными подводными лодками является одним из элементов престижа армии, считает обозреватель.
В Сирии Россия опиралась на свой единственный авианосец, чтобы вновь войти в силу в Восточном Средиземноморье и Леванте, напоминает автор статьи. В конечном счете средиземноморские способности "Кузнецова" не оправдали надежд. Российский ВМФ сумел извлечь из этого уроки. Москва также объявила о своем намерении повысить шкалу возможностей после замены "Кузнецова". Она мечтает о корабле водоизмещением в 100 тыс. тонн, который мог бы соперничать с американскими авианосцами.
"Россия хочет проявить себя и сказать свое слово в Средиземном море. Но все это требует больших затрат, а у нее нет средств заменить "Адмирала Кузнецова", - комментирует Александр Шелдон-Дюпле, научный сотрудник исторической службы Минобороны Франции.