9 августа 2004 г.

Майкл Хопкин | Nature

Лосось родил форель

Японские ученые впервые применили на практике технологию размножения, которая позволяет лососю произвести на свет мальков форели. Этот метод может произвести настоящую революцию в сфере рыбоводства и даже возродить исчезнувшие породы рыб.

Ученые сумели вывести самцов лосося, вырабатывающих сперму, близкую по своей структуре к сперме форели. "Когда этой спермой мы оплодотворили яйцеклетки форели, родились совершенно здоровые мальки форели", - говорит Горо Ёсидзаки и его коллеги из Токийского университета морских исследований и технологии.

Новый метод предполагает использование клеток, называемых "исконные зародышевые клетки" (PGCs), которые были обнаружены в эмбрионах и которые могут развиться или в яйцеклетку, или в сперму. Группа Ёсидзаки вводила клетки PGCs, взятые от радужной форели (Oncorhynchus mykiss), в молодого самца лосося (Oncorhynchus masou) и ждала, когда он станет зрелым самцом.

Когда самец лосося достигал полной зрелости, у него бралась сперма, которой затем оплодотворялись яйцеклетки форели. 0,4% потомства стало здоровой форелью. Это доказывало, что введенные клетки PGCs развились в сперму форели. При этом мальки, родившиеся в результате оплодотворения яйцеклетки форели обычной спермой лосося, были гибридами и вскоре умерли. Данные этого исследования были опубликованы в журнале Nature на этой неделе.

"Впервые удалось пересадить клетки PGCs одного вида рыб другому, в результате чего два разных вида рыб смогли произвести здоровое потомство, - говорит Ёсидзаки. - Этот эксперимент тем более примечателен, что родиной лосося является Восточная Азия, а форели - Северная Америка. И эти два вида рыб разделены не только обширным географическим пространством, но и 8 млн лет независимой друг от друга эволюции".

Теперь ученые будут устанавливать, смогут ли клетки PGCs, пересаженные в самку лосося, развиться в яйцеклетку. Результат будет известен только в следующем году, поскольку самки лосося достигают зрелости через три года, а не через два, как самцы.

Если новая технология позволит добиться развития клеток PGCs как в яйцеклетку, так и в сперму, то у ученых появится возможность не только сохранить вымирающие виды рыб, но даже возродить исчезнувшие, - рассказывает Ёсидзаки. - Мы можем хранить замороженные клетки PGCs вечно. Поэтому даже теоретически, если тот или иной вид рыбы будет исчезать, мы сможем пересаживать клетки этого вида в другой, наиболее близкий к ней вид".

"Клетки PGCs могут стать полезным инструментом для сохранения редких пород рыб", - подтверждает Брендан Макэндрю, занимающийся изучением выращивания рыбы в Стерлингском университете Великобритании. При этом он добавляет, что данная техника еще не была апробирована на видах рыб, проходящих более сложный процесс развития. "Почти все эксперименты, проведенные с радужной форелью, дали положительный результат, - подчеркивает Макэндрю. - Однако экспериментировать с другими породами рыб, возможно, будет не так просто".

"Если наша технология будет эффективной и для других видов рыб, это будет большим благом для всех любителей "суси", - надеется Ёсидзаки. - Филе голубого тунца является ключевым компонентом во многих рецептах "суси". Однако взрослый тунец весит до 500 кг, поэтому его трудно и дорого разводить в рыбоводческих фермах. Если намного меньшая по размеру макрель сможет воспроизводить яйцеклетки и сперму тунца, это позволит разводить на фермах мальков тунца в массовом количестве, а затем выпускать их в море, где их и будут ловить местные рыбаки".

"Это действительно интересный способ, который позволит удовлетворить огромный спрос японцев на филе голубого тунца", - говорит Макэндрю, но также подчеркивает, что традиционные методы сохранения популяции в конечном счете более надежны, чем применение высоких технологий. "Физиология макрели намного сложнее, чем форели, поэтому нельзя исключать, что в данном случае этот метод может и не сработать, - предупреждает он. - А чтобы лучше сохранить популяцию тунца, надо прежде всего сократить его интенсивный лов, который ведется в настоящее время".