"Если турецкий президент идет на примирение, то он сопровождает это крупными жестами", - пишут обозреватели Sueddeutsche Zeitung Юлиан Ханс и Майк Шимански о встрече Путина и Эрдогана в Санкт-Петербурге. Как подчеркнул турок, визит станет "историческим", а "во время переговоров с его другом Владимиром будет открыта новая страница в двусторонних отношениях".
"За последние десять месяцев оба президента проделали путь от тесного партнерства вплоть до грани войны и обратно. (...) И то, что в конце концов Турция поддалась, связано с тем, что ее болевой порог оказался ниже российского", - подчеркивают журналисты. Так, в качестве наказания за сбитый бомбардировщик Москва остановила туристические чартеры в Турцию. Вкупе с несколькими терактами это привело к тому, что одна из отраслей турецкой экономики полностью встала. Санкции же ударили по турецкому экспорту, в результате чего сокращение составило до 60%.
С другой стороны, отношения Турции с западными странами стали менее доверительными, и попытка путча 15 июля еще сильнее углубила пропасть. Путин же, в свою очередь, стал первым иностранным лидером, который позвонил Эрдогану после провала путча. Что касается Германии, то хотя немецкий канцлер Меркель и осудила планы по захвату власти военными, оттуда, а также из многих других европейских государств стала поступать критика жестких действий турецких властей против предполагаемых пособников путчистов.
Помимо этого, у Турции испортились отношения не только с ФРГ. К примеру, Австрия требует прекратить переговоры о вступлении Турции в Евросоюз. Также Эрдоган рассорился с Италией, где начато расследование против сына Эрдогана Билаля по подозрению в отмывании денег.
Встреча в этот вторник, как отметил советник Путина по внешнеполитическим вопросам Юрий Ушаков, "имеет большое значение для обеих сторон", хотя на ней и не ожидается подписания новых договоров. "Тут скорее важен сам жест, нежели содержание", - добавляет автор. На вечер запланирована встреча с представителями бизнеса, на которой будет присутствовать глава "Газпрома" Алексей Миллер. Речь, вероятно, зайдет о газопроводе "Турецкий поток", по которому российский газ по дну Черного моря должен потечь к турецкому побережью, а уже оттуда - к греческой границе и, соответственно, европейским потребителям. Из-за конфликта с Анкарой проект был заморожен.
"Однако куда более веской причиной для смены тона Эрдогана может быть тот факт, что после инцидента со сбитым самолетом Москва начала поставки оружия курдам. Более того, несколько недель тому назад США и Россия предприняли очередную попытку согласования своих действий в Сирии. Только в середине июля американский госсекретарь Керри два дня встречался с Путиным и главой российского МИДа Лавровым (...), - напоминают Ханс и Шимански. - Таким образом, если американцы и русские начнут поддерживать курдов, которые борются за независимый Курдистан не только с Асадом, но и против Турции, в конечном итоге с носом останется именно Анкара". А Эрдоган "может быть очень гибким, если чует, что рискует оказаться в стане проигравших", добавляет Sueddeutsche Zeitung.