Неуступчивость России по чеченскому вопросу вызвала резко отрицательную реакцию в странах ЕС и в США. В западных столицах заговорили о непоправимом разрыве с Москвой. Федеральный канцлер Шрёдер направил письмо российскому президенту Ельцину и премьер-министру Путину, - сообщает газета. Шредер потребовал, чтобы Россия отменила ультиматум, предъявленный гражданскому населению Грозного. В странах ЕС среди прочих мер воздействия на Россию не отвергают и возможность применения экономических санкций.
В ведомстве федерального канцлера в Берлине российский ультиматум был расценен как явное нарушение прав человека. Министерства иностранных дел европейских государств разрабатывают единую стратегию по отношению к действиям России. Страны ЕС хотят использовать предстоящий саммит ЕС в Хельсинки для принятия санкций против России. На следующей неделе во встрече министров иностранных дел семерки в Берлине примет участие глава внешнеполитического ведомства России Игорь Иванов. Как предполагается, российский министр должен подвергнуться резкой критики в связи с чеченскими событиями.
Эскалация войны в Чечне и неуступчивость Москвы станут основными вопросами в кулуарах предстоящего саммита ЕС. Немецкий корреспондент обращает внимание, что даже российские аналитики не находят объяснения упрямству правительства: аналитики опасаются, что излишнее влияние на российскую политику начинают оказывать военные. Действия России заставляют Запад склониться к такой исключительной мере воздействия, как отказ от партнерства с Россией. Ультиматум гражданскому населению Грозного рассматривается как поворотный пункт: если он не будет отозван, Запад будет вынужден пойти на разрыв с Москвой.
В этой ситуации германское правительство не считает возможным продолжение предоставления России западной помощи. В этой ситуации Германия не может поддержать Россию в международных финансовых организациях, в том числе в МВФ, заявляют в ведомстве федерального канцлера.
Федеральное правительство продолжает требовать прекращения военных действий в Чечне, соблюдения при борьбе с терроризмом кодекса поведения ОБСЕ и политического решения конфликта при участии избранного чеченского правительства и президента Масхадова.