Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 декабря 2000 г.

Александр Сокор | The Wall Street Journal

Медведь на маневрах

25 лет - молодой возраст для международной организации. Оглядываясь назад, можно сказать, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе(ОБСЕ) добилась исторического успеха: она помогла положить конец навязанному Советским Союзом разделу Европы на сферы влияния. Еще до того, как разделительные линии перестали существовать вместе с СССР, они начали стираться и постепенно исчезли внутри самой ОБСЕ. Москва, зачастую остававшаяся в этой организации в одиночестве, в конце концов была вынужена отказаться от своей империи.

В этом и других вопросах президент России Владимир Путин, видимо, намерен изменить российский курс и приоритеты. Политика, основанная на сферах влияния, вновь проявилась, да еще как, на совещании министров иностранных дел ОБСЕ. Участникам совещания, состоявшегося 27-28 ноября в Вене, пришлось иметь дело с Россией, которая на этот раз, видимо, удовольствовалась ролью страны, оставшейся в одиночестве - не считая Белоруссию, которая часто действует, как сателлит России - в попытке вернуть обратно части бывшей советской территории.

Министры иностранных дел из 55 стран-членов ОБСЕ не смогли заставить Россию выполнить свои обязательства: вывести войска из Молдавии, закрыть по крайней мере две военные базы в Грузии, придерживаться предельных уровней вооружений на южном фланге, установленных Договором об обычных вооруженных силах в Европе, а также поддержать международные усилия по обузданию диктатуры в Белоруссии. Российская сторона, воспользовавшись правилами самой ОБСЕ, блокировала принятие резолюций по этим и другим вопросам. После двух дней и ночей напряженных переговоров так и не удалось принять всеобъемлющий итоговый документ.

В проектах резолюций отмечался факт медленного и недостаточного прогресса России в плане выполнения своих обязательств, касающихся Молдавии, Грузии и Договора об обычных вооруженных силах в Европе, и содержался призыв к Москве строго придерживаться взятых обязательств. Эти проекты были составлены в довольно мягких выражениях, чтобы снять возможные возражения со стороны России. Однако глава делегации России на переговорах, заместитель министра иностранных дел Евгений Гусаров (ему Кремль поручил заниматься делами ОБСЕ) в классическом стиле, свойственном политике, основанной на сферах влияния, заявил: "Мы предупреждали наших западных партнеров, что мы выступаем против использования ОБСЕ для вмешательства во внутренние дела стран, расположенных к востоку от Вены. На этот раз мы вполне определенно даем понять: мы этого не позволим." Под вмешательством Москва явно подразумевает международную поддержку независимости этих стран от Москвы.

На нынешнем этапе Россия хочет провести своего рода линию вокруг Молдавии и Грузии. На саммите ОБСЕ в 1999 году российская сторона официально обязалась вывести все свои войска из Молдавии к 2002 году; вывести из Грузии вооружения, ограниченные Договором об обычных вооруженных силах в Европе, к декабрю 2000 года; закрыть две военные базы на территории Грузии к 2001 году и начать переговоры о судбье двух других баз (грузинская сторона хотела бы, чтобы они тоже были закрыты); а также соблюдать предельные уровни вооружению на южном фланге, как только это позволит ситуация на Северном Кавказе.

Это было как раз перед тем, как Путин стал президентом России. На данный момент Россия нарушает большинство из взятых обязательств, касающихся Грузии и южного фланга, и полностью нарушает обязательства в отношении Молдавии. Российское правительство теперь хочет сохранить в Грузии все 4 базы на долгий срок; оно передислоцировало часть своих тяжелых вооружений, находившихся в Грузии, на территорию Армении вместо того, чтобы вообще вывести их с Кавказа; и оно отказывается выводить любые войска и вооружения из Молдавии, одновременно поощряя лидеров Приднестровья препятствовать выводу войск и вооружений. Между тем Кремль оказывает давление на Грузию и Молдавию, чтобы они согласились на бессрочное присутсвие российских войск на их территории в рамках отдельных соглашений (вне рамок ОБСЕ) с Москвой.

Стремясь усилить давление на Грузию, 5 декабря российское правительство ввело визовый режим для грузинских граждан, за исключением жителей Абхазии и Южной Осетии, которые граничат с Россией. Это исключение фактически означает стирание международно признанных границ между Россией и Грузией на абхазском и южно-осетинском участках. Эти участки сейчас контролируются российскими пограничниками и сепаратистски настроенными властями этих областей, которые получают поддержку со стороны России. Это шаг в сторону включения этих районов Грузии в российское политическое, военное и таможенное пространство "де факто". На Венской встрече ОБСЕ Грузия выразила по этому поводу решительный протест и постаралась заручиться поддержкой Запада, чтобы положить конец подобным действиям России. Однако Москва продолжает нарушать базовые нормы ОБСЕ.

Между тем в Минске офицеры российской разведки были назначены на пост руководителей белорусского КГБ (он до сих пор носит это имя) и Совета национальной безопасности. Речь идет о кадровых офицерах бывшего советского КГБ и российской ФСБ. Это назначение точно совпало по времени с Венским совещанием ОБСЕ. И в этой связи возникают вопросы по поводу способности ОБСЕ защитить суверенитет государства-члена этой организации, правительство которого уступило часть своих преррогатив. Картину взятия под контроль белорусских разведслужд довершает переход под контроль России других высоких постов в Белоруссии. Премьер-министр, министр обороны и другие высокопоставленные лица Белоруссии - тоже русские, выходцы из России.

Два месяца назад президент Белоруссии Александр Лукашенко организовал парламентские выборы советского типа и планирует подобным же образом добиться своего переизбрания на президентский пост в середине 2001 года. События развиваются таким образом, что за этими выборами скорее всего последует объединение между Белоруссией и Россией. ОБСЕ не признал итоги октябрьского фарса с проведением выборов. Когда в Вене проходило совещание ОБСЕ, Лукашенко публично грозился из Минска приостановить деятельность миссии наблюдателей ОБСЕ в Белоруссии. А в Вене российская делегация наложила вето на проект резолюции, в которой содержался призыв к проведению в Белоруссии демократических президентских выборов.

Белоруссия, Молдавия и Грузия теперь стоят перед лицом прямой угрозы своей независимости со стороны новых кремлевских лидеров, приверженных политике, основанной на сферах влияния. Если оставить эти страны на произвол судьбы, их ближайшие соседи - от стран Балтии до Украины и Азербайджана - окажутся очередными объектами давления и угроз. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт справедливо назвала "трагическими" признаки, появившиеся на встрече ОБСЕ. Однако Запад должен признать, что у него есть хорошие возможности сделать так, чтобы никто не смог перевести стрелки часов в Европе назад к периоду до 1991 года.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru