Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 декабря 2002 г.

Стивен Ли Майерс | The New York Times

Закаев - преступник или миротворец?

Последние десять лет Ахмед Закаев, бородатый, мягкий человек, умеющий хорошо говорить, является самым видным представителем Чечни, которая сражается за независимость от России.

С точки зрения российского правительства он - террорист и убийца. Представители Кремля утверждают, что он превратил подвал своего дома в тюрьму, что он отстрелил пальцы человеку.

Другие говорят, что он ничего подобного не делал и что с ним связаны надежды на мирное завершение длительного, кровавого чеченского конфликта.

В настоящее время рассматривается уже второй за последнее время запрос об экстрадиции Закаева, на этот раз Россия просит выдать его Великобританию. Закаев был арестован в четверг по прибытии в Лондон из Дании, власти которой отказали Москве в просьбе об экстрадиции.

Президент Владимир Путин пытается представить чеченский конфликт как часть всемирной антитеррористической кампании. Судьба Закаева повлияет на развитие событий в Чечне.

На прошлой неделе Закаев сказал, что чеченские повстанцы стремятся к миру, но предупредил, что некоторые из них готовят новые теракты, которые приведут к "огромным потерям среди гражданского населения".

"Это порочный круг, - сказал он. - Российские войска жестоко обращаются с гражданским населением Чечни, а бойцы движения сопротивления организуют акции возмездия. Ситуация в России и Чечне выходит из-под контроля. Есть опасность, что такие теракты, как захват театра в Москве, могут повториться".

Российские власти считают подобные заявление свидетельством того, что Закаев и Масхадов готовят новые теракты. Закаев это отрицает, но судя по его заявлениям лидеры повстанцев больше не способны контролировать самых влиятельных полевых командиров.

Возникают сомнения в том, что чеченские лидеры смогут заставить своих командиров прекратить насилие даже в том случае, если начнутся мирные переговоры.

"Каждый день, после каждой операции по зачистке в Чечне формируются автономные группы с целью проведения операций возмездия. Эти группы не контролируются генеральным штабом вооруженных сил Чечни, - сказал Закаев. - Они действуют независимо, по собственному усмотрению, выбирают собственные методы возмездия".

Сорокатрехлетний Закаев давно считается самым умеренным из чеченских лидеров. Он договорился с Москвой о мире в 1996 г. В 1997 г. он проиграл на президентских выборах и занял пост заместителя премьер-министра по образованию, культуре и отношениям с Москвой.

В своем интервью Закаев сказал, что захват московского театра сорвал попытки договориться о мире. "Он свел к нолю всю работу, проделанную мной за последние полтора года", - сказал он.

Закаев сказал, что не знает, был ли теракт в Москве организован с целью сорвать проводимые им переговоры.

Он заявил, что Масхадов не причастен к теракту, но признал, что лидер чеченских сепаратистов постепенно становится радикалом.

"В настоящее время он контролирует ситуацию, но как долго это может продолжаться? - спросил он. - Каждый день война становится все более радикальной".

Последний раз Закаев был в Чечне в начале 2000 г. Он поручил ранение в результате автомобильной аварии, произошедшей во время штурма Грозного. В то время он занимал пост командира специальной бригады, созданной Масхадовым. Впоследствии Масхадов назначил Закаева своим главным послом и пресс-секретарем.

В ноябре 2001 г., через два месяца после того, как Россия выдала международный ордер на его арест, он встречался в московском аэропорту с представителем Кремля генералом Виктором Казанцевым. В этом году он проводил неофициальные переговоры с другими представителями российских властей, в частности с членом парламента Асламбеком Аслахановым и бывшем председателем совета безопасности России Иваном Рыбкиным, в Лихтенштейне и Швейцарии.

Возбудив дело против Закаева, Россия дала понять, что не намерена продолжать переговоры. После захвата театра Путин заявил, что не будет вести переговоры с Масхадовым и приказал российским спецслужбам активизировать усилия, направленные на подавление чеченских боевиков.

Кроме того Закаев оказался в сложной дипломатической ситуации. Покинув Чечню, он жил в Грузии, Турции и Великобритании, но его присутствие создает дипломатические проблемы для любой страны.

Он путешествует с советским паспортом, потому что не пытался получить российский после развала Советского Союза, когда Чечня провозгласила независимость. "Я не считаю себя гражданином России", - сказал он.

В настоящее время у него вообще нет никакого паспорта, потому что все документы были конфискованы по прибытии Закаева в Лондон. В среду он должен предстать перед судом, который будет рассматривать предъявленные Россией обвинения, в частности обвинения в убийстве православного священника и "не менее 300 сотрудников милиции" в 1996 г.

Несмотря на попытки Москвы демонизировать Закаева, у него есть влиятельные сторонники.

Актриса Ванесса Редгрейв разрешила ему пожить в ее доме, она сопровождала его во время перелета в Великобританию и выплатила за него залог. Работу адвокатов оплачивает Борис Березовский. В его защиту высказывались Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности президента Джимми Картера, и Елена Боннер, вдова советского диссидента Андрея Сахарова.

Министр иностранных дел России Игорь Иванов сравнил Закаева с Усамой бен Ладеном, но это мнение разделяют не все, даже в России.

"Он прилагает настойчивые усилия к тому, чтобы договориться о мире в Чечне, - сказал Рыбкин. - Если нас не устраивают такие переговоры, то я не знаю, что нас может ждать в будущем".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru