"Ситуация с похищениями и исчезновениями людей в Чечне ухудшилась. Некоторое улучшение статистики на поверку объясняется тем, что люди все чаще боятся заявлять о похищениях в органы МВД, прокуратуру и неправительственные организации" (оригинал документа см. здесь). В понедельник 7 февраля общество "Мемориал" и Московская Хельсинкская группа подвели жуткий итог насилия, который продолжает твориться в Чечне в отношении гражданского населения. Они подчеркивают, что многие чеченские семьи не заявляют о похищениях из страха подвергнуться репрессиям со стороны органов охраны порядка.
Правозащитники считают, что большая часть похищений совершается военными подразделениями (состоящими из чеченских милиционеров или российских солдат) по приказам РОШ (Регионального оперативного штаба контртеррористических операций на Северном Кавказе), подчиняющегося федеральным властям. "Мемориал" подчеркивает, что располагает лишь неполной статистикой - отчасти потому, что мониторинг организации, ресурсы которой ограничены, "охватывает не всю Чечню, а лишь от трети до четверти ее территории".
По данным "Мемориала", с 1999 года, то есть с начала конфликта, число пропавших без вести составило "от 3 до 5 тысяч". В 2004 году "Мемориал" смог зарегистрировать 396 случаев похищения гражданских лиц (против 495 в 2003 году). "Это снижение ни о чем не говорит, поскольку о многих похищениях не сообщается", - считают представители организации.
Татьяна Локшина (Московская Хельсинкская группа), вернувшаяся из поездки в Чечню, говорит, что кремлевская политика "чеченизации" конфликта, при которой российские федеральные войска поручают проводить зачистки чеченским вспомогательным подразделениям, в значительной мере способствовала тому, что о бесчинствах не появляется никакой информации. "Люди Рамзана Кадырова предпочитают совершать похищения ради получения выкупа от родственников, поэтому те молчат в надежде "договориться" с похитителями", - свидетельствует она.
Татьяна Локшина добавляет, что в составе пророссийских чеченских подразделений, которые терроризируют жителей сел, заподозренных в помощи боевикам, есть российские офицеры, направляющие их и контролирующие их деятельность. "Мемориал" указывает на "атмосферу полной безнаказанности, в которой происходят похищения людей представителями органов правопорядка", характеризуя этот феномен как "систему заложников".
В последнее время пророссийские подразделения все чаще прибегают к захвату родственников "боевиков", особенно женщин, с целью принудить повстанцев сдаться. Восемь родственников лидера повстанцев Аслана Масхадова, похищенных в декабре, до сих пор числятся пропавшими без вести.