В Лондоне не прекращается битва между Кремлем и его критиками.
Роль оружия в этой войне играет не взрывчатка и даже не газопроводы, а слова о них. Поле боя - конференции, исследовательские институты и званые обеды в фешенебельных районах Лондона. Таких активных споров о будущем России британская столица не помнит со времен Александра Герцена.
Самый сильный и богатый из участников - это Кремль или, точнее, множество связанных с ним деловых и политических интересов. Цель проста: восстановить репутацию России. События (по словам хозяев Кремля) показали, что пессимисты ошибались. Россия вовсе не потерпела фиаско, а пришла к процветанию. Европа и мир нуждаются в ее нефти и газе. Те, кто критикует политику России, - сумасшедшие сторонники холодной войны, лицемеры с двойными стандартами, агенты врагов Владимира Путина или все это разом.
Критики Кремля принадлежат к двум основным лагерям. Во главе одного из них стоит Борис Березовский, опальный российский олигарх. Он не может на равных тягаться с российским режимом, но направляет свои деньги туда, где они причинят этому режиму максимальный ущерб.
Путин, по его словам, не просто диктатор, а еще и убийца. Российские спецслужбы устроили взрывы жилых домов в Москве в 1999 году, погубив множество людей, чтобы породить атмосферу страха, благодаря которой их человек - Путин - сумел прийти к власти. Они убивают своих противников, среди которых был Александр Литвиненко, соратник Березовского, отравленный в прошлом году в одном из лондонских отелей радиоактивным полонием.
Другой лагерь противников Кремля поддерживает Михаила Ходорковского, бывшего нефтяного магната, отбывающего заключение в Сибири по обвинениям в мошенничестве - по словам его сторонников, сфабрикованным. Этот лагерь действует двумя путями: акцентирует внимание на положении Ходорковского и спонсирует научную и исследовательскую работу, которая мешает Кремлю заработать уважение.
Два лагеря кремлевских противников не сотрудничают друг с другом. Группа Ходорковского считает Березовского воплощением ошибок, допущенных в России в 1990-е годы, а своего лидера - символом современного бизнеса, который задавили жадные кремлевские бандиты. Они избегают чеченского вопроса, в то время как Березовский уделяет ему много внимания.
С точки зрения кремлевских пропагандистов, Березовский - пособник террористов, а Ходорковский - своекорыстный мошенник.
Противостояние в лондонском финансовом мире, не стесненном моральными ограничениями, Кремль пока выигрывает. Российские компании крайне выгодны для брокеров, банкиров, юристов, бухгалтеров и пиарщиков (в основном это богатые мужчины, так что не стоит путать их по созвучию с "PR chicks" - рекламными девушками - хотя последние тоже не остаются внакладе). Лояльные Кремлю русские жители Лондона отлично ладят с мэром города и оплачивают расходы популярного развлекательного фестиваля, проходящего зимой на Трафальгарской площади.
Деньги, идущие через Лондон, как потраченные на достойные цели (вышеуказанный зимний праздник), так и на недостойные (почти все остальные случаи), - это лучший союзник Кремля. "Сейчас никто не хочет иметь репутацию русофоба: это вредно для бизнеса", - рассказывает бывший советолог, а ныне банкир.
Но есть свои успехи и у оппозиционеров. Убийство Литвиненко стало для Кремля катастрофой. Британские СМИ с удовольствием вспомнили все штампы времен холодной войны. Судя по всему, это была рефлекторная реакция, но ее правомерность вскоре подтвердилась враждебностью российских властей к британским детективам, которым чиновники не преминули ставить палки в колеса.
На этой неделе в Великобритании выходит книга "ФСБ взрывает Россию", написанная Литвиненко пять лет назад в соавторстве с Юрием Фельштинским. В ней утверждается, что взрывы в московских жилых домах стали результатом государственного заговора. Пресс-конференция в связи с выходом книги была в последний момент отменена из-за слухов об угрозе жизни Фельштинского - подробности не сообщались.
Отнятые у Shell сахалинские газовые месторождения и перспектива того, что сценарий повторится с BP, также повредили имиджу Кремля. Но в богатом Лондоне отношение к России в целом остается положительным, это мыслящий Лондон мыслит все более негативно. Битва продолжается.