Соглашаясь принять участие в программе Пентагона по созданию ракетного щита, Польша и Чехия стремятся обеспечить безопасность в отношениях с Россией.
В ближайшие пять лет США собираются разместить 10 ракет-перехватчиков в огромной шахтной пусковой установке, вероятно, на северо-востоке Польши, откуда они будут выстреливать в космос для перехвата вражеских ракет, летящих в сторону Америки, например, из Ирана. Радарные комплексы будут расположены в Чехии. Таков план, хотя весьма сомнительно, что это "дитя Звездных войн" когда-нибудь взлетит.
Но для Польши и Чехии не важно, будет ли работать ракетный щит. Для Варшавы и Праги имеет значение то, что на территории их стран появятся американские базы. Это позволит им почувствовать себя в безопасности.
Обе эти страны относятся к типичным "новым европейцам", если пользоваться термином Дональда Рамсфельда. В истории этих стран множество примеров, когда они становились жертвами своих более сильных соседей, в основном России и Германии, и множество эпизодов, когда Западная Европа их предавала. Уже не первый год они опасаются, что Россия вновь станет мировой державой, причем вряд ли это будет мирная и дружественная демократическая страна. И им кажется, что происходящее при Владимире Путине подтверждает негативную тенденцию.
Когда с окончанием холодной войны жители Центральной Европы избавились от русских, вопрос о безопасности стран бывшего Варшавского договора повис в воздухе. Россия стремилась создать в Европе буферную зону, которая отделяла бы ее от ЕС и НАТО. А для жителей Центральной Европы интеграция с Западом стала национальной целью, достижение которой позволило бы держать Россию на расстоянии.
Бывшие просоветские государства в 1990-е годы вступили в НАТО, а в 2004 году - в Евросоюз. Но, несмотря на воодушевление от вступления, поляки и чехи - самые большие евроскептики среди населения 10 стран, вступивших в союз в 2004 году. Они подозрительно относятся к немцам и ощущают покровительственное отношение французов. Они разделяют британские взгляды на ЕС, на необходимость трансатлантических связей, считают, что политическое объединение должно быть минимальным, а финансовая унификация не нужна.
Они никогда не обратятся за гарантиями безопасности к Германии или Франции - они воспринимают в этом качестве только Америку, гарант безопасности последней инстанции. И эти базы поставят американцев в Польше и Чехии в положение, которого не было никогда прежде. Общественность настроена отрицательно или осторожно. Референдум по вопросу об участии в программе вряд ли принес бы положительный результат как в Польше, так и в Чехии. Именно поэтому референдумов проводиться не будет.
Чешский оппозиционный лидер Иржи Пароубек из левоцентристской Социал-демократической партии перестал поддерживать призывы к референдуму после того, как, по данным источников, на него надавили американские представители в Праге.
В Польше только что ушел со своего поста проамериканский министр обороны Радек Сикорский, однако его уход вряд ли поставит под сомнение участие Польши в создании ракетного щита.