"Реальность гораздо сильнее и стремительнее моего воображения, поэтому я отказался от идеи художественного фильма и решил снимать документальный", - признался в интервью Libération немецкий режиссер Сирил Туши, на протяжении пяти лет собиравший портрет самого известного российского узника - Михаила Ходорковского. Фильм "Ходорковский" будет представлен на Берлинском кинофестивале.
"Сказочно богатый владелец нефтяной компании ЮКОС был олицетворением грабительской олигархии 1990-х и попыток российского капитализма обрести человеческое лицо на заре 2000-х, а после ареста в 2003 стал мучеником, символом подконтрольной Кремлю судебной системы, - пишет Вероника Дорман. - Туши далек от политики. Имея русские корни, он не стремится побольше узнать о своем происхождении. Его расследование начинается с того, что жители Ханты-Мансийска рассказывают ему, что все в городе построил Ходорковский, который потом оказался в тюрьме из-за того, что спорил с Путиным".
"Я не хотел снимать политическое кино, не собирался анализировать отношения Ходорковского и Путина, - объясняет Туши. - Я хотел понять с точки зрения далекого от идеологии художника, кто этот человек, у которого было все и который дал посадить себя в тюрьму, хотя мог остаться в безопасности за границей".
"Он представляет все то, от чего меня всегда предостерегали родители", - говорит рассказчик в фильме Туши. Сложное отношение режиссера к своему герою просвечивает в фильме, Туши удается избежать вынесения окончательного приговора и нарисовать сложный и неоднозначный портрет. Большинство его собеседников - близкие Ходорковскому люди, так как "враги" - представители Кремля, прокуратуры - отказались с ним разговаривать. "Все, кто знает Ходорковского лично, говорят о нем только уважительно", - признается Туши. Но даже в рассказах близких и любящих людей Ходорковский предстает "противоречивым, амбициозным, несколько высокомерным", так что эту картину не назовешь панегириком, заключает Дорман.