После неудачной войны в Ливане скандалы, связанные с властью, подрывают доверие израильтян
"Содом и Гоморра", "Указать им на дверь" - громкие заголовки израильской прессы в последние дни посвящены коррупционному скандалу, в который вовлечены высшие чиновники налогового ведомства. Это дело - лишь одно в серии скандалов, всколыхнувших в последние месяцы израильские политические круги.
Ослабление
В деле замешаны два члена партии "Кадима", приближенные премьер-министра Эхуда Ольмерта: Цахи Ханегби, которому инкриминируют превышение полномочий и предвыборные махинации, и Хаим Рамон, обвиняемый в сексуальных домогательствах. В отношении самого Ольмерта тоже ведется несколько расследований: он подозревается в мошеннических операциях с недвижимостью, в неправомерных политических назначениях в его бытность на посту министра торговли и промышленности в правительстве Шарона, а также во вмешательстве в ход торгов по приватизации банка "Леуми", второго по величине в Израиле. По информации Transparency International, Израиль перешел с 22-го места в 2000 году на 34-е в 2006 году среди стран с низким уровнем коррупции.
Тем не менее, уровень коррупции в Израиле вполне соотносится с уровнем многих западных стран, подчеркивает Йорам Пери, профессор политической социологии и коммуникации в университете Тель-Авива. "В отличие от стран третьего мира, коррупция в Израиле не стала нормой. Масштаб скандалов раздувается из-за жесткой конкуренции между различными СМИ". Увеличение - вполне реальное - количества таких дел свидетельствует, по его мнению, об ослаблении с начала 1990-х годов основополагающих ценностей израильского государства. "Политические партии и идеология отцов-основателей Израиля утратили свое значение. Многие политические деятели преследуют, в первую очередь, свои личные, а не общие цели. В начале 1990-х годов ситуация в Израиле нормализовалась во многих сферах: на международном уровне это было связано с подписанием соглашений в Осло, на политическом и экономическом уровнях - с упадком коллективистской идеологии и переходом к либеральному капитализму".
Льготы
Даже если Эхуду Ольмерту не предъявят в результате расследований никаких обвинений, он все равно окажется в эпицентре циклона из-за скандала, в котором замешана его "тридцатилетняя наперсница". Шула Закен, глава канцелярии премьер-министра, воспользовалась своими полномочиями при назначении высших чиновников фискальных служб для получения налоговых льгот - главным образом, для своего брата. И если в июле, в начале войны против "Хизбаллы", действия Ольмерта положительно оценивали 78% опрошенных, то сейчас, согласно результатам опроса, опубликованным на прошлой неделе Ynet, интернет-версия издания "Едиот Ахаронот", их число сократилось до 23%. "Неизвестно, будет Ольмерт осужден или нет, но в результате этих расследований появилось ощущение, что премьер-министр больше интересуется своими собственными делами, чем интересами страны", - поясняет Микаэль Партем, адвокат и вице-президент Движения за честность израильского правительства.
Кризис
Не прекращается критика в адрес правительства по поводу поведения во время конфликта с "Хизбаллой". Политики и руководители армии, "проигравшие" войну, подвергаются многочисленным расследованиям. Так, промежуточные результаты расследования правительственной комиссии, которую возглавляет судья в отставке Элияху Виноград, должны быть оглашены в феврале.
"Мораль израильского общества, пораженная второй интифадой 2000 года, еще больше пострадала от ливанской войны. Израиль переживает наиболее глубокий политический кризис со времени своего создания в 1948 году, - считает Йорам Пери. - Израильтяне не просто не доверяют политикам и партиям, они потеряли веру во все институты: армию, полицию, суд, президента и СМИ".