Критикуемый за отсутствие улучшения покупательной способности Николя Саркози забывает об экономике, но предлагает множество проектов. Он выдвигает их под эгидой "политики цивилизации", с помощью которой он намерен осуществить во Франции глубокие перемены
Николя Саркози любит быть там, где его не ждут. Сейчас, когда покупательная способность, по словам одного из его советников, стала "практически единственной проблемой" в глазах общественного мнения, французский президент решил посвятить свое первое в этом году выступление гораздо более туманному понятию - "политике цивилизации". Его большая пресс-конференция во вторник была ознаменована молчанием в отношении экономических вопросов, которые должны были занять центральное место в его реформах.
"Политика цивилизации". Этот термин впервые прозвучал во время предновогоднего телеобращения Николя Саркози 31 декабря. Изобретатель термина, философ Эдгар Морен, оказался чуть ли не официальным мыслителем французской власти. "Я долго вчера разговаривал с Эдгаром Мореном, - сказал Николя Саркози. - Он сказал мне: "75% сказанного вами - хорошо".
О чем идет речь? Чтобы превратить Францию в "душу нового Возрождения, в котором нуждается мир". Чтобы "сделать людей немного счастливее, а их жизнь - немного легче". Чтобы "восстановить основы, правила, нормы", которые должны "помочь родиться новому миру" и "вновь сделать общество гуманным". Николя Саркози хочет вписать себя в "долгосрочную перспективу" и восстановить вневременные ценности: вежливость, авторитет, образование, чувство величия и красоты.
Этот масштабный проект должен конкретизироваться в 2008 году с помощью символических мер: написания новой преамбулы к Конституции, порученного Симоне Вейль, и создания нового индекса измерения благосостояния вместо ВВП, недостатком которого является тенденция к занижению результатов. Это дело было доверено лауреатам Нобелевской премии по экономике Амартии Сену и Джозефу Стиглицу.
Николя Саркози вновь продемонстрировал устойчивый интерес к урбанизму и архитектуре. "Я лично займусь этим строительством, - предупредил он. - Я не дам увязнуть этому проекту". Отсюда до новой серии "масштабных работ" а-ля Миттеран всего один шаг: президент выступает за строительство нового небоскреба в районе Дефанс и мечтает о "великом Париже", который примирит исторический центр города с огромными предместьями.
Эта грандиозная программа противоречит лаконичному упоминанию экономики. Тем не менее, 2008 год должен стать годом структурных реформ после точечных мер (снижения налогов и смягчение режима 35-часовой рабочей недели), предпринятых в прошлом году. Однако Николя Саркози едва коснулся этой темы. В тексте его выступления всего в двух параграфах говорилось об "упрощении правил рынка труда", о "реформе налогообложения труда" и "облегчении" социальных налогов, уменьшающих зарплаты и прибыль предприятий.
Это упущение кажется тем более странным оттого, что Николя Саркози признается, что очень боялся этих вопросов в прошлом году: "В некоторых экономических вопросах неправильно играть по-мелкому. Иногда я уступал мнению правительства. Например, в вопросе о снижении кредитных ставок я хотел пойти гораздо дальше".
Что касается переноса налогового бремени с работника на НДС - меры, с определенным успехом применяемой в Германии, - "было бы ошибкой говорить об этом, не делая этого", считает президент. Но он не уточнил, будет ли этот вопрос вновь рассмотрен в этом году.
Напротив, вернувшись к "социальной" тональности некоторых своих предвыборных выступлений, он подчеркнул свое желание идти "гораздо дальше в перераспределении прибылей". "То, что акционеры получают вознаграждение за свои инвестиции, - сказал он, - очень хорошо, но это не может быть альфой и омегой". Он пообещал увеличивать заинтересованность сотрудников в прибыльности предприятия.
Однако Николя Саркози не отрекается от своих целей: снизить уровень безработицы к 2012 году до 5%, добиться более динамичного развития, реформировать страну, увеличив ее конкурентоспособность. "Я хорошо представляю себе масштабы того, что остается сделать, - заявил он во вторник. - Я говорю французам: результаты не заставят себя ждать". Но эти результаты должны стать ощутимыми "к осени", считает депутат от правых и советник президента Мануэль Эшлиман, иначе ситуация станет неуправляемой. Николя Саркози, похоже, это понимает: "Когда я совершаю ошибку, - сказал он в заключение, - я за это плачу, и плачу наличными".