Митинги "За честные выборы" в России - не стремление к демократии, а семейная драма, конфликт "отца нации" с недовольными своей жизнью "детьми", утверждает в статье, опубликованной в The Boston Globe, журналист Пол Старобин. По его мнению, сейчас повторяются события, которые происходили циклически веками, в том числе при царизме. "В данном случае поколение, которое достигло совершеннолетия при Путине и первоначально мирилось с его строгой властью, зачастую даже восхищаясь, теперь от нее подустало", - говорится в статье.
Поэтому бунт, главная цель которого - свержение символического "отца", может породить опасный вакуум, после чего все вернется на круги своя: придет новый правитель с железной рукой. Патриархат в российском обществе - наследие православной византийской культуры - укоренен глубоко, убежден Старобин. Ссылаясь на "Домострой", он пишет: "Otets возвеличивается как властный (и непогрешимый) отец семейства". В этом контексте нация - огромная семья, а царь - глава семьи. Даже в советские времена этот менталитет сохранился.
После распада СССР в России возник вакуум лидерства, продолжает автор: Госдума слыла слабым и коррумпированным институтом, Ельцин имел проблемы со здоровьем и с алкоголем. Фигура Путина отвечала потребностям в сильном лидере, а Кремль, в свою очередь, культивировал поклонение Путину среди молодежи.
Модель "Домостроя" не дает рецептов, как сменить отца, который завел страну не туда. "Иногда смена отца возможна лишь путем катастрофических мятежей", - пишет автор, напоминая о большевистской революции и героях "Отцов и детей" Тургенева. Путин напоминает царей, так что мятежные настроения не могли не возникнуть. На сей раз предмет недовольства - коррупция.
"Западу и особенно Америке всегда было нелегко разгадать Россию, в том числе потому, что мы упорно полагаем, будто российское общество стремится к джефферсонианской демократии, которую выбрали мы сами", - рассуждает Старобин. Если же взглянуть на Россию изнутри, то скорее кажется, что антипутинское движение порождено не мечтами о демократическом обществе, а негодованием определенного поколения.
Кандидатура Алексея Навального на звание "нового лидера" вызывает у автора тревогу. Этот человек воплощает специфически-русский архетип "сердитого молодого человека, человека действия". Навальный - тургеневский Базаров, утверждает автор: по его мнению, идеология Навального туманна, а риторика напоминает о насильственных "чистках".
"Справедливый гнев может оказывать оздоровляющий эффект", - замечает автор. Но он опасается, что нынешняя ситуация будет развиваться в недемократическом направлении, поскольку Россия начала сворачивать демократию еще при Ельцине.
"Самые крепкие связи Вашингтон поддерживает с группой старых либералов ельцинского периода, но эти люди невысоко котируются среди молодежи, протестующей на улицах", - отмечает Старобин. Он также предостерегает, что публичные усилия США по поощрению антипутинского движения только повредят делу, ибо позволят Путину разыграть карту "вмешательства иностранцев".
В России разгорелась семейная ссора, и посторонним трудно понять, в чем причина и чем дело кончится, заключает автор. Россияне приходят к мысли, что Путин - отжившая фигура. "Но отцы почти всегда отказываются признавать, что их время миновало".