Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 июля 2001 г.

Питер Бэйкер, Сьюзан Глассер | The Washington Post

Путин проводит реформы, у него есть для этого властные возможности

Российский президент Владимир Путин

?проталкивает? через парламент важнейшую программу реформ, которая поможет реконструировать коррумпированные российские суды, уменьшить количество государственной бюрократии и модернизировать существующий земельный кодекс, не предусматривающий частной собственности.

Новая реформаторская кампания должна трансформировать учреждения советских времен и правила, по которым живет общество, с большим трудом переходящее в рыночной экономике и гражданскому обществу.

Масштабная программа, предложенная Путиным в последние недели предусматривает введение на территории страны суда присяжных, возможность продажи и покупки городской земли, снижение корпоративного налога на прибыль, что поможет привлекать инвестиции. Кроме того, будет модернизирована допотопная пенсионная система, переписан кодекс законов о труде, активизируется борьба с отмыванием денег. В то же время Путин стремится обуздать коррупцию в газовой монополии страны и реструктурировать неэффективную электроэнергетическую систему.

Но, несмотря на всю эту активную деятельность, пока непонятно, насколько эффективно сможет этот план демонтировать глубоко укоренившуюся систему, которая по-прежнему властвует над Россией - как будто бы Советский Союз и не разваливался. В некоторых случаях Путин смягчил жесткие реформы. Это касается, например, сверхчувствительного пункта о частных фермерских хозяйствах в новом земельном кодексе и поэтапного, растянутого на три года, введения новых правил работы судов. Некоторые т.н. реформы на самом деле попросту укрепляют власть президента, который весь первый год своего пребывания в Кремле занимался расширением своих властных полномочий.

Однако в целом реформаторы, которых беспокоили авторитарные наклонности Путина, с облегчением наблюдают за тем, как он пользуется своим огромным политическим капиталом для того, чтобы проводить в жизнь те планы, о которых до настоящего времени только говорили. Многие называют нынешний сезон реформ долгожданным продолжением первых, исполненных энтузиазма дней после падения коммунизма, когда премьер-министр Егор Гайдар ввел в стране основы капиталистической экономики.

?Я бы даже сказал, что это - самый большой шаг с 92-93 гг., когда у власти находилось правительство Гайдара, - считает Евгений Ясин, занимавший пост министра экономики во времена правления президента Ельцина. - Я думаю, что они работают лучше, чем мы... Они делают то, что мы задумали. Они продолжают идти выбранным курсом. Им удается не повторять наших ошибок?.

?Самое важное заключается в том, что возобновился реформаторский процесс, - сказал Вячеслав Никонов, в прошлом политический советник Ельцина. - Предыдущий раунд реформ закончился в 1992 г. Без особого успеха. После этого попытки провести реформы полностью прекратились. Ельцин не мог ничего провести через Думу и не очень к этому стремился?.

Больше всего размах перемен воодушевил иностранных инвесторов, которые ратуют за создание более справедливой, более предсказуемой системы. ?Все, к чему я призывал в течение последних пяти лет, неожиданно возникло перед нами, - заметил Эрик Краус, главный стратег компании ?Nikoil Capital Markets?. - Удивительно то, что они ведут атаку на всех фронтах одновременно; идея заключается в том, чтобы создать импульс для реформ, проводя все реформы сразу. По-моему, силы зла отступают?.

Но некоторые предупреждают о том, что рвение Путина в отношении экономических реформ может оказаться бесплодным, если правительство будет продолжать заниматься разрушением таких демократических институтов, как свободная пресса. Газовая компания ?Газпром?, находящаяся под контролем государства, захватила телеканал НТВ, закрыла газету ?Сегодня?, уволила сотрудников журнала ?Итоги?, а сейчас готово поглотить радиостанцию ?Эхо Москвы?.

?Я должен отдать им должное, когда они пытаются делать правильные вещи. Они понимают, что именно в нынешнем году им надо провести структурные реформы - это многообещающий знак, - сказал Клифф Купчан, вице-президент ?Eurasia Foundation?, американской организации, помогающей строить демократию в России. - Но это будет очень трудно, поскольку в прошлом им не удавалось получить экономическую выгоду от демократический реформ, а они стремятся именно к этому?.

Путин начал заниматься активной деятельностью после медленного, растянувшегося на восемнадцать месяцев, начала своего президентства, когда он занимался устранением потенциальных источников политической оппозиции. До настоящего момента единственной крупной экономической реформой было введение плоской шкалы подоходного налога на уровне 13%, принятой летом прошлого года.

Новые предложения президента еще должны быть утверждены парламентом, после чего они вернуться на его рабочий стол. Но каждый день мы видим новые подтверждения того, что Путин собрал мощную коалицию, в которую входит не только его партия ?Единство?, но и центристы, в том числе фракция ?Отечество-Вся Россия? бывшего премьер-министра Евгения Примакова и ?Союз правых сил? Бориса Немцова. Коммунисты, державшие Госдуму мертвой хваткой во времена Ельцина, маргинализованы, им осталось лишь заниматься бесплодными уличными протестами.

?Будет утвержден весь пакет, - заявил Владимир Рыжков, молодой депутат-реформатор, в прошлом критиковавший антидемократические действия Путина. - Нет сомнений в том, что к концу году мы утвердим все эти законопроекты?.

Например, во вторник Дума предварительно одобрила - 288 депутатов проголосовало за и 133 против - путинский кодекс законов о труде, который заменит советское законодательство, не признающее частной собственности и по сути оставляющее без защиты 80% рабочей силы. Путинский кодекс устанавливает минимальную заработную плату, оплату сверхурочных, санкции в отношении работодателей, задерживающих выплаты зарплат, но вместе с тем дают компаниям возможность увольнять рабочих.

По всей видимости, самой важной реформой для будущего России является судебная реформа. В настоящее время на решения многих судей можно оказывать влияние с помощью взяток, прокуроры потакают капризам политических лидеров и олигархов. Многие аналитики согласны с тем, что без новой правовой системы, очищенной от коррупции, основанной на главенстве закона, никакие другие реформы не принесут весомых плодов.

Предложение Путина, уже получившее предварительное одобрение Думы, вводит в силу новый уголовный кодекс, который заменит старый, принятый коммунистами в шестидесятых годах, и полностью изменит систему назначения судей. Суды присяжных, которые предусмотрены ельцинской конституцией 1993 г., но до сих пор не начали работать, будут введены во всех 89 регионах. Они будут заниматься преступлениями, в отношении которых предусмотрены наказания как минимум в 10 лет тюремного заключения. Влиятельные российские прокуроры должны будут получать разрешение суда на арест и ордеры на обыск. Они лишатся возможности пересматривать те постановления суда, которые им не нравятся.

Чтобы коррумпированные судьи перестали брать взятки, их лишат пожизненного права на работу в суде и иммунитета, при этом будут значительно повышены их крайне низкие зарплаты.

Однако проведение правовой реформы должно выявить ограничения, с которыми могут столкнуться реформы Путина. Один бывший судья, изучивший новый закон, сказал, что суды присяжных, о которых так много говорят, смогут рассматривать лишь 1% всех дел. В определенном смысле власть прокуроров усилится. В частности, им разрешат предъявлять доказательства обвинения до того, как обвиняемому будут зачитаны его права. Кроме того, согласно новому закону президент будет участвовать в назначении судей.

?Я уверен, что судьи действительно принимают самовольные решения, что они на самом деле коррумпированы, - сказал бывший судья Сергей Пашин, реформатор, которого в прошлом году лишили права работать в суде, - но я сомневаюсь, что ситуация улучшится... Эти реформы перераспределяют властные полномочия между различными учреждениями, не делая систему более демократичной. В определенном смысле она даже хуже советской системы?.

Сторонники программы Путина говорят, что, несмотря на то, что некоторые моменты могут быть ошибочными, большинство часть изменений окажутся полезными для страны, где в настоящее время подозреваемых по восемнадцать месяцев держат в тюрьмах, где свирепствует эпидемия туберкулеза.

?Мы считаем, что правовая реформа... является очень важной сменой курса?, - сказал заканчивающий свою работу на посту посла США Джеймс Коллинз. Никонов обращает внимание на повышение зарплаты судей и возможность увольнять плохих сотрудников суда. ?Выбран правильный курс, - заявил Никонов. - Если судьям не платят, трудно ждать от них честности?.

Одна из предложенных реформ вызвала споры в стане либералов. Разработанный министерством экономики план реструктуризации ?Единой энергетической системы? привел к глубокому конфликту в Кремле - некоторые считают, что этот план недостаточно радикален. Путин пошел на компромисс в отношении своей программы сокращения бюрократии, он согласился сохранить некоторые лицензионные требования для компаний, которые устранялись в первоначальной версии плана. В связи с сопротивлением со стороны Центрального банка на полке лежит банковская реформа.

Но все это не обескураживает сторонников реформ. ?Реформы, проводящиеся в настоящее время, очень важны, - заявил Краусс. - Россия оказалась в такой тяжелой ситуации не за два года; и двух лет не хватит для того, чтобы привести ее в порядок?.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru