Российский клан миллиардеров больше не может полагаться на покровительство президента. Причем утрата стабильности для них хуже, чем отсутствие справедливости.
Их тридцать, их движения единообразны, как в синхронном плавании, пусть даже на носах нет зажимов. Они одновременно берут в руки свои аккуратно заточенные карандаши с государственным гербом и делают пометки в заранее приготовленных блокнотах, когда начинает говорить 31-й член их круга. Это заседание клуба миллиардеров.
Екатерининский зал в стиле классицизма, ослепительно белый интерьер, здесь президент Владимир Путин собрал за огромным круглым столом грандов российской экономики. Если окинуть взором весь зал, то взгляд обязательно задержится на аллегорических скульптурах "Россия" и "Фемида".
Порою на собрании олигархов бывает очень оживленно, многие друг с другом на "ты". Михаил Ходорковский, самый богатый человек в России, чье состояние насчитывает около 8 млрд долларов, выступая с коротким докладом о коррупции и грязных сделках, мечет громы и молнии, но багровеет, как только Путин спрашивает, каково происхождение его капиталов. Те, кого сегодня чаша сия миновала, прыскают от смеха.
За спокойными словами главы государства об источниках многомиллиардного состояния, как водится, следуют дела. В начале июля Ходорковский был вызван в Генеральную прокуратуру, его заместитель Платон Лебедев, долларовый миллиардер, которому предъявлено обвинение в хищении государственного имущества в размере 300 млн долларов, пусть это и случилось уже 8 лет назад во время дикой приватизации, посажен под арест.
"Путин открыл ящик Пандоры, - говорит о деле Ходорковского аналитик Стивен О'Салливан. - Если самый богатый человек России сидит у прокурора, никто из его коллег больше не может оставаться спокойным". О последствиях вызова Хордорковского в прокуратуру до сих пор ожесточенно спорят в политических и экономических кругах России. Ведь Путин согласился больше не вспоминать о прошлых грехах. Резкий поворот, большая чистка могут поставить экономику страны с ног на голову.
Правда, до сих пор президент называл олигархов "добросовестными бизнесменами", при этом демонстрируя им возможные последствия ошибочного курса. Магнат Владимир Гусинский, который хотел при помощи своих средств массовой информации поставить Путина на колени, уединенно живет под Нью-Йорком и командует русскоязычным телеканалом для эмигрантов. Экс-олигарх Борис Березовский от случая к случаю подает голос из Лондона. И вот теперь за свое богатство должен опасаться московский Мидас, Ходорковский.
О политические амбиции сломали себе шею Гусинский и Березовский. Возможно, и Ходорковский сделал ошибку, когда слишком глубоко влез в политику. Так, он громко заявил, что на парламентских выборах в декабре будет поддерживать оппозиционную партию "Яблоко". И это притом что кремлевская партия "Единая Россия" хочет добиться в парламенте абсолютного большинства. Его явная заинтересованность в том, чтобы в 2008 году сменить Владимира Путина на посту главы государства, в Кремле понравиться не могла. Некоторые, вроде его коллеги-миллиардера Владимира Потанина, ведут себя умнее: на недавнем митинге сторонников "Единая Россия" тот извинялся за ошибки олигархов. Мероприятие проходило под девизом "Вместе с президентом".
Похоже, что Путин намерен потягаться силами с олигархами. В последние годы им удалось упрочить свое положение как никогда раньше. По результатам исследования "Rent seeking in Russia and the CIS", проведенного Brunswick UBS Warburg, был сделан вывод, что восьми олигархам, коротко ? "большой восьмерке", принадлежит 85% из 64 основных частных предприятий страны.
Богатство олигархов имеет четыре источника: дешевые кредиты Центрального банка, экспортные и импортные квоты, прямые дотации из бюджета и международные кредиты. Пятым источником можно считать приватизационные аукционы середины 90-х годов, на которых нефтяные и металлургические концерны, стоившие миллиарды, продавались по демпинговым ценам.
В 2000 году "большая восьмерка" имела в общей сложности доход в 62 млрд долларов, что превышает государственный бюджет России. Для сравнения: четыре самых крупных государственных концерна получили доход в 47 млрд. "Движение капитала в 12 крупнейших приватизируемых предприятиях России, - говорится в одном исследовании, - ставит их по уровню финансовой власти на одну ступень с правительством". К настоящему моменту их доходы, похоже, преодолели показательный уровень в 100 млрд долларов.
"Это закрытое общество", - констатирует Ольга Крыштановская, которая в качестве социолога проводит исследование элиты для Академии Наук. "В России нельзя реализовать американскую мечту и стать из посудомойки миллионером".
Несмотря на то что Советского Союза нет уже почти 12 лет, номенклатура выжила. Крыштановская подсчитала, что 77% действующих политиков ? выходцы из советской элиты, в деловом мире 28,8% вышли либо из номенклатурной семьи, либо из комсомола. Еще недавно каждый пятый крупный предприниматель был еще и государственным служащим. Не удивительно, что сплетение экономики и политики с такими сопутствующими явлениями, как коррупция и кумовство, кажется непроходимыми дебрями.
По оценке МВФ, русские с начала экономических реформ в начале 90-х перевели за границу более 200 млрд долларов. Излюбленный адрес ? налоговые оазисы вроде Кипра. Теперь часть денег, как и потребовал Путин, возвращается в российскую экономику. Так маленький Кипр стал вторым по значению иностранным инвестором вслед за Германией.
И дело, скорее, не в том, что Путин пообещал помиловать тех, кто уводил деньги за рубеж. Просто олигархи сочли, что в России капиталы обеспечат им большие прибыли, нежели на счетах западных банков. Так, в этом году экономика России вырастет на 6%. Индекс РТС, российский аналог Dow Jones, с 500 пунктами приблизился в последние дни к своему историческому максимуму.
Если экономические боссы в прошлые годы воевали друг с другом, то сейчас они объединились в "Российский союз промышленников и предпринимателей" и строят политику союза в соответствии с девизом "Вместе мы ? сила". Союз предпринимателей элегантно лоббирует свои интересы.
Список начальников отделов читается как российский экономический справочник "Кто есть кто". Телекоммуникационный магнат Евтушенков ? председатель комитета промышленной политики, нефтяной барон Ходорковский - глава комитета по международным связям, а алюминиевый король Олег Дерипаска ? рабочей группы по реформе железных дорог. "С нашими материальными ресурсами и нашим положением в обществе сообща мы можем решить любой вопрос", - говорит Вольский.
Они хотят обеспечить в России нечто-то вроде правопорядка и стабильности. Не бескорыстно. Когда-то амбициозным мальчикам, которые в 1987 году, будучи комсомольцами-активистами, заработали свои первые миллионы на импорте компьютеров, теперь есть что терять ? свою свободу и свой бизнес.
Большая часть олигархов ? западники. Десять ведущих частных предприятий хотят, чтобы их акции котировались на мировых биржах или уже добились этого. Семь крупных частных концернов хотят продать пакет своих акций иностранцам, пять примеряют на себя роль "глобальных игроков".
Олигархи, как бы они ни относились к Путину, стремятся к новым вершинам. В России еще подлежит приватизации имущество стоимостью в 90 млрд долларов, пишет американский журнал Business Week. Речь идет о переделе газового сектора, железных дорог, банковского, страхового и энергетического сектора.
Сегодня невозможно говорить об эффективной структуре экономики в России. Развитие России целиком и полностью связано со способностью олигархов оздоровить все отрасли. Это известно и хозяину Кремля Путину, судьба которого непосредственно связана с судьбой "большой восьмерки".