Швейцарские компании ABB, Holcim и Nestlé процветают в России, для малого же и среднего бизнеса главным препятствием остается кафкианская коррупция
Что думает российский коллекционер, заплативший 250 тыс. швейцарских франков за часы Grande complication, когда ему надо отправить их в Швейцарию для ремонта или обслуживания, и он узнает, что ему придется подождать несколько месяцев, потому что дорогие часы нельзя вывезти из страны без разрешения на реэкспорт, которое очень сложно получить? По иронии судьбы, другой российский закон приводит к затягиванию ремонта, заводя коллекционера и швейцарского часовщика в кафкианский тупик.
Багаж подобных проблем экономическая делегация под руководством Дорис Лейтард привезла с собой в Москву. Пока неизвестно, чем завершатся эти переговоры - дело с часами уже перешло из ведения министерства финансов в министерство экономики - но прием делегации был оказан теплый. Многие неправительственные партнеры из России ценят тот факт, что Швейцария, не являющаяся членом Европейского союза, действует более прагматично и менее бюрократично. В их словах ощущается некоторая нелюбовь к ЕС, если не сказать раздражение по отношению к тем, кто читает морали. Западные страны "должны найти более мудрый подход к России", говорит директор Департамента международного сотрудничества РСПП Андрей Кузнецов по поводу конфликта между российскими и британскими акционерами ТНК-ВР.
Россияне сами первые признают, что коррупция и административные проволочки остаются двумя главными препятствиями для предпринимательства в России. "Нам не хватает специализированных судов", - говорит Андрей Кузнецов. Он также отмечает "монополистические тенденции" крупных компаний, принадлежащих государству.
Что думает швейцарская сторона? Ответ варьируется в зависимости от размера компании. У компании ABB, заваленной заказами на трансформаторы, "дела идут отлично". "Вопрос не только в росте, бизнес здесь гораздо выгоднее, чем в Китае", - заверяет представитель KPMG.
Компания Nestlé недавно пережила на одном из своих 14 заводов конфликт с профсоюзами - типичный результат воздействия инфляции на зарплаты - и разрешила его. Директор представительства компании в России Бернар Менье подчеркивает, что одна из главных проблем связана с человеческими ресурсами и является следствием экономического и демографического шока, последовавшего за распадом СССР. Он сказался и на подготовке талантов. Компетентные кадры в России - редкость, их приверженность одной компании весьма ограничена.
Как и ABB, Holcim извлекает выгоду из огромных потребностей страны. В среднем на одного россиянина приходится 21 кв. м жилья - меньше половины того, что имеют европейцы. Правительство хочет увеличивать эту площадь на 1 кв. м на человека в год - то есть на 140 млн кв. м. К тому же начинает расти рождаемость. В целом через несколько лет потребление цемента возрастет с сегодняшних 138 млн тонн до 250 млн тонн. Компания Holcim намерена инвестировать полмиллиарда долларов в полную реконструкцию своего завода в Шурово и планирует построить еще два новых. "На данный момент мы не видим ничего вызывающего беспокойство", - говорит директор Holcim Гарет Бабб.
Роланд Лей тоже не видит оснований для беспокойства, но энтузиазма у этого бизнесмена из Граубюндена поменьше. Во-первых, он ни на секунду не верит официальным показателям инфляции (около 10%). "За 2007 год цена на цемент увеличилась на 60%, на сталь - больше чем на 100%, зарплаты - больше чем на 20%... Никто уже не контролирует ситуацию".
Около 900 рабочих, нанятых Роландом Леем, построили пятизвездочную гостиницу, промышленные здания для VW, Lafarge, Holcim. Но большинство рабочих - иностранцы, главным образом молдаване. Капиталы, как и партнеры, тоже иностранные. По сути, на 100% российской является только земля. "Без хороших связей здесь вы не сможете заниматься бизнесом. К тому же это небезопасно. Если у вас возникнет проблема с виллой олигарха, это может отразиться на других стройках", - говорит он. По его мнению, российское эльдорадо уже в какой-то степени ушло в прошлое.
По мнению Бернара Рюгера, оно еще не началось. Производитель промышленных термометров из кантона Во, работающий в основном на нефтяную промышленность, основал филиал совместно с немецким партнером. Начинать было очень трудно, сертификация продукции превратилась в настоящую головоломку. Потенциал есть, но реализовать его непросто. Проблема в протекционизме? "Разумеется!" - говорит Бернар Рюгер.
Предприниматель из Во, входящий в швейцарский экономический комитет и часто участвующий в экономических миссиях, проводит интересное сравнение между Китаем, куда он год назад сопровождал Дорис Лейтард, и Россией. "Пинг-понг - в высшей степени китайская игра. Правила очень простые: на удар отвечать ударом. Русские - чемпионы мира по шахматам. Правила сложные, и на каждый ход может уйти очень много времени".