Опера Баттистелли "Бальзамировщик" как метафора рухнувших идеалов, пишет Джузеппина Малин в статье, напечатанной в газете Corriere della Sera.
У входа в оперный театр Сиены зрителей встречают красные гвардейцы в форме и беретах со звездой, своего рода почетный караул для публики. Ее проводят внутрь, до самой сцены, на которой установлен катафалк с телом Владимира Ульянова-Ленина, мумифицированного по приказу Сталина и выставленного в Мавзолее, у стен Кремля. Шедевр бальзамирования, результат применения тонкой, еще до конца не рассекреченной техники.
"Копия с оригинала, наш Ленин нисколько от него не отличается. Впечатляющее зрелище", - говорит автор оперы "Бальзамировщик" Джорджо Баттистелли. Это произведение было представлено семь лет назад в Лондоне, и этой оперой откроется 66-я Музыкальная неделя в Сиене.
По сюжету оперы, доктор Мискин (роль которого исполняет актер Паоло Калабрези), патологоанатом, которому поручено сделать вечным тело, призванное стать символом идеологии, совершает ошибку, и тело начинает разрушаться. И Мискин решает совершить то, о чем он так долго мечтал: он гримируется под Ленина, занимает его место в гробу и делает себе инъекцию, которая превратит его в мумию. И об этой подмене так никто и не догадается. "В действительности, - говорит Баттистелли, - существует три или четыре мумии Ленина, реставрируемые каждые полгода и выставляемые поочередно. Никто уже не знает, какая из них настоящая".
Бальзамировщик, по замыслу автора, становится метафорой "заморозки" идеалов, потерпевшей крах революции, мумифицированного коммунизма. Композитор ставит много вопросов, касающихся и современной жизни. Например, является ли холодная неподвижность забальзамированного тела отражением состояния культуры и мысли в Италии, которые, по мнению автора, становятся все более безжизненными. Показательными в этом смысле могут стать смерть и обожествление Майкла Джексона, "забальзамированного еще при жизни".