Неужели демократию теперь неприлично поддерживать оттого, что о ней кричали Буш и его сторонники? - вопрошает обозреватель The Wall Street Journal Дэниэл Хеннинджер.
"Судьбоносным внешнеполитическим шагом за весь истекший период президентства Обамы был не саммит в России, а редкостный факт - молчание Барака Обамы", - пишет он. Когда иранцы вышли на улицы, требуя справедливых выборов, США и другие страны G8 - за исключением России - впали в замешательство, не понимая, как реагировать. "Эта заминка в момент, когда потребовалась поддержка подлинному и стратегически полезному демократическому движению, может обойтись дорого", - пишет автор.
Со своей стороны, Россия знала, что сказать: Сергей Лавров заявил, что никто не был готов осудить ход иранских выборов, потому что они представляли собой "упражнение в демократии". "Это и есть идиотизация демократии официальными лицами", - утверждает обозреватель, подчеркивая, что подобные заявления весьма опасны. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков два года назад сказал, отвечая на вопросы журналистов The Wall Street Journal о гонениях на оппозицию в России: "У нас иная демократическая система". "Песков не мог выразиться яснее: мы меняем правила, смиритесь с этим", - пишет автор.
По мнению обозревателя, в этом свете поведение Обамы в Москве, как минимум, настораживает. "Америка не может и не должна навязывать ни одной другой стране какую-либо форму правления", - сказал президент.
Но если Запад не окажет активного противодействия российскому пониманию демократии, оно неизбежно будет теснить американское, замечает автор. Если государствам-членам Генассамблеи ООН придется выбирать между англо-американским и российско-венесуэльским типами демократии, они наверняка выберут второй: "подлинная демократия - тяжкий труд", - пишет он. Подлинное противодействие Запада такой тенденции потребует актов политического отпора, которые станут очевидны для всех жителей мира, полагает обозреватель. "США и другие демократии в духе Джона Локка активно, в долгосрочном масштабе соперничают с фальшивыми демократиями за то, чья политическая модель будет господствовать в следующем веке", - заключает автор, призывая администрацию Обамы поддержать ее собственную политическую систему.