Небольшой, но высокоманевренный робот создан японскими учеными для подводных исследований. Робот способен посылать изображение глубинного ландшафта на поверхность в режиме реального времени. Новое изобретение в основном будет использоваться для исследования корпусов затонувших судов.
Робот получил название Tam-egg 1, поскольку его форма и цвет напоминают японское блюдо суси ? овальный колобок риса с запеченным яйцом. Модель робота для глубоководных исследований была совместно разработана учеными Токийского университета и Национального института морских исследований. Робот представляет собой овальную конструкцию в 1 м длины и 50 см ширины весом 131 кг. Робот оснащен двумя телевизионными камерами, работающими при помощи ультразвуковых волн, что позволяет ему отправлять на поверхность четкое изображение глубинного ландшафта. Ультразвук также дает возможность роботу "самостоятельно" решать, как лучше перемещаться по дну, чтобы выполнить поступающие сверху команды.
Когда проводились работы по расследованию аварии российского танкера "Находка", который в январе 1997 года затонул в районе префектуры Симанэ, водолазы получали все команды с судна при помощи кабельной связи. Этот вид связи оказался малопригодным для глубоководных погружений, и исследователи с большим трудом смогли завершить исследование затонувшего корпуса "Находки".
Четыре года назад японские ученые приступили к разработке модели робота, способного самостоятельно определять движение, выполняя команды, посылаемые через дистанционное управление. Робот также должен был обладать высокой маневренностью, проникнув внутрь корпуса затонувшего объекта. На разработку модели такого робота было потрачено около 100 млн иен.
Сейчас Tam-egg 1 способен погружаться на глубину около 300 м. Ученые надеются, что в дальнейшем робот сможет погружаться на глубину более 3000 м, если удастся повысить прочность и долговечность материалов, из которых изготовлен робот.
Тамаки Ура, профессор Токийского университета и один из разработчиков проекта, сказал: "Этот робот намного легче и мобильнее, чем все существовавшие до сих пор модели. Я уверен, что вскоре он будет применяться повсеместно, поскольку его очень легко транспортировать и доставлять к участкам кораблекрушений".