Крупнейший российский банк проводит тестирование устройства, от которого пришел бы в восторг КГБ, замечает The New York Times. "Это банкомат со встроенным детектором лжи, который призван предотвращать мошенничество с потребительскими кредитами", - поясняет журналист Эндрю И.Крамер.
Машина принимает заявления на выдачу кредитной карты у всех клиентов, даже у тех, кто обращается в этот банк впервые. Она сканирует паспорт, фиксирует в памяти отпечатки пальцев и делает трехмерный снимок лица для его позднейшего распознавания. Используется также компьютерная программа, анализирующая голос. Она определяет, правдиво ли человек отвечает на вопросы: "Вы работаете?" и "Есть ли у вас в данный момент другие непогашенные кредиты?".
Система анализа голоса разработана Центром речевых технологий, работающим также с ФСБ. Директор московского филиала Центра Дмитрий В.Дырмовский пояснил, что при разработке использовался аудиоархив российских правоохранительных органов - записи речи людей, которые, как оказалось, лгали на допросах.
Заказчик - "Сбербанк" - намеревается поставить новые банкоматы в своих отделениях и торговых центрах. Впрочем, дата введения их в строй пока не намечена. По словам экспертов, если планы осуществятся, это будут первые в мире банкоматы с анализаторами голоса.
"Гражданам западных стран технологии "Сбербанка" могут показаться чрезмерным вмешательством в частную жизнь. Но многие россияне и сегодня уверены, что государство при желании может следить за ними и подслушивать их разговоры. В "Сбербанке" говорят, что новые банкоматы не нарушают российских законов о праве на частную жизнь", - говорится в статье.
Идея родилась в условиях глобального финансового кризиса, одна из причин которого - неспособность или нежелание людей возвращать кредиты, отметил Виктор М.Орловский, старший вице-президент "Сбербанка" по технологиям.
"Программа подмечает нервозность или чрезмерную эмоциональность - возможные признаки того, что клиент притворяется. Эта информация будет использоваться вкупе с другими данными, включая кредитную историю", - пишет газета со слов Орловского.
Новые формы автоматизации внедряют не только в "Сбербанке", отмечает газета. Deutsche Bank и Citigroup опробуют, например, "умный стол", который "чувствует", какие на нем лежат документы. В Турции выдача кредитов через банкоматы стимулирует бум потребительского кредитования, который, по опасениям аналитиков, рискует спровоцировать банковский кризис. "Но "Сбербанк", пожалуй, пока уникален в своей попытке сделать из банкомата детектор лжи", - замечает Крамер.
Экспериментальный образец аппарата можно увидеть в специальной лаборатории "Сбербанка". Когда в комнату кто-то входит, камера распознает его лицо, и робот либо тепло приветствует знакомого клиента, либо бурчит: "Здравствуйте, вы не зарегистрированы".
"В "Сбербанке" разъяснили: поскольку закон запрещает компаниям хранить базу данных "голосовых подписей" клиентов, эти подписи будут храниться на чипах кредитных карт самих клиентов", - пишет газета.
В Центре речевых технологий говорят, что обмануть программу анализа голоса будет трудно даже людям, которые о ней знают. Она расшифровывает бессознательную реакцию: когда человек нервничает, конфигурация его голосовых связок и т.п. невольно меняется, а вместе с ней меняются интонация и ритм речи, пояснил Дырмовский.
Подобный продукт Центра - измеритель уровня гнева - уже работает в колл-центре РЖД. За несколько секунд компьютер сортирует звонки на "красные", "желтые", "зеленые" и "синие" в соответствии с эмоциональным состоянием звонящего. "Красная" категория означает, что придется подключиться начальнику.
На демонстрации технический персонал включил запись фактического звонка, который заставил программу высветить красную точку: пассажирка только что узнала, что она не может взять свою маленькую собачку в вагон первого класса.
"Вы знаете, сколько стоит билет? - кричала она. - Да, это большие деньги, и вы говорите, что я не могу взять собаку? Собака эта не больше чем, я не знаю, пачка сигарет! Что я должна сделать, выбросить ее из окна?"