Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 марта 2004 г.

Тосиюки Отаки | Asahi

С роботом "Дракон стражник" ваш дом будет в полной безопасности

Как только корпорация Sony заполонила потребительский рынок своими роботами-собаками, маленькая компания Tmsuk Co. в городе Китакюсю решила составить ей конкуренцию и обратилась к идее мифических животных. Так появился новый робот "Банрю", или "Дракон стражник".

Когда его инфракрасные датчики обнаруживают приближение постороннего, робот принимает воинственную позу и угрожающе сверкает глазами, вспыхивающими синим светом. Робот "Банрю" имеет 90 см в высоту, весит 35 кг и выглядит на самом деле устрашающе.

Робот "Банрю" своими 50 встроенными датчиками воспринимает малейшие изменения вокруг и сразу передает сигнал тревоги на мобильный телефон своего владельца.

Камера на спине робота может производить съемку с 360 ракурсов и посылать изображения всего помещения. Робот также ощущает запах гари и чувствует изменение температуры, если она повышается более чем на 50 градусов.

"Отец" этой механической замены сторожевой собаки - инженер Ёити Такамото, президент компании Tmsuk Co., которая работает в тесном сотрудничестве с корпорацией Sanyo.

"Если бы мы сделали модель нашего робота в виде собаки, то у нас возникли бы сложности с корпорацией Sony, которая уже запатентовала эту идею, - говорит Такамото. - Но поскольку никто никогда не видел настоящего дракона, мы могли проектировать нашу модель так, как хотели. Все модели, которые мы создавали прежде, были в основном опытными образцами, поэтому мы даже не давали им названия, а только присваивали цифровой код. Так, робот "Банрю" был бы моделью ? 7, но он создавался с коммерческой целью, поэтому мы дали ему название".

Стоимость робота-дракона составляет 1,98 млн иен (16 500 долларов) - примерно столько стоит хороший автомобиль. Но, несмотря на ярлык с внушительной ценой, 30 роботов уже обрели своих хозяев. Их приобрели коммерческие фирмы с целью обеспечения безопасности своих офисов, а также несколько супружеских пар, заботящихся о безопасности своих пожилых родителей.

В отличие от больших корпораций, таких, как Sony и Honda, которые не экономят средства и рабочую силу в начавшейся конкуренции по созданию многофункциональных домашних роботов, компания Tmsuk Co., расположенная в городе Китакюсю, является крошечным предприятием, на котором работают всего 19 человек.

"Эти корпорации тратят около 10 млрд иен (83 млн долларов) на создание каждой модели робота. У нас, к сожалению, нет таких возможностей, - говорит Такамото. - Мы являемся изготовителями машин и механизмов, поэтому для нас главное - обеспечение практического применения нашей продукции. И если корпорации производят роботов, которые целиком копируют людей или животных, то в этом мы никогда не сможем их догнать, поэтому мы будем создавать такие изделия, которые будут выполнять то, чего действительно не могут сделать люди, а не только копировать людей".

Фирма Tmsuk Co. уверена в том, что сможет создать собственную технологию, которая сможет конкурировать на потребительском рынке с большими корпорациями. Главным преимуществом малых и средних предприятий является их многочисленность, что позволяет им оперативно производить отдельные детали роботов на базе высоких технологий.

"На Кюсю существует целый спектр различных компаний, которые в большом количестве производят детали для крупных изготовителей. Все детали для робота "Банрю", за исключением батарей и двигателя, были созданы на различных предприятиях Кюсю и Симоносеки (префектура Ямагути)", - объясняет Такамото.

Такамото унаследовал компанию Tmsuk Co. от своего отца, а основана она была еще его бабушкой.

Сначала компания Tmsuk Co. специализировалась на изготовлении ленточных конвейеров для обработки рыбы на борту рыболовецких траулеров. Одним из главных клиентов компании был концерн "Ниппон суйсан", один из гигантов производства морепродуктов. Но когда для рыболовецкой отрасли наступили трудные времена, компания Tmsuk Co. тоже погрузилась в кризис. Тогда компания начала производить оборудование для изготовления рисовых шариков "онигири" и других продовольственных продуктов.

В 1993 году доходы компании вновь начали расти, она смогла полностью восстановить свое прежнее производство и даже открыть новый офис. Тогда и возникла идея создать собственный робот, который смог бы привлечь большое число посетителей.

Постепенно Такамото целиком погрузился в проект по созданию робота. Он продолжал выдвигать новые идеи по поводу того, что должны уметь роботы и постоянно совершенствовал новые модели.

В 1996 году компания создала вторую модель робота, который был способен говорить. Он мог произнести 35 фраз на чистом осакском диалекте, в том числе и фразу "тётто маттокя" ("подождите немного"). Но компании, закупившие эту модель, сочли робот слишком назойливым и шумным и упрятали в складские помещения.

Однако Такамото продолжил поиск и в 1997 году создал третью модель, которой можно управлять через мобильный телефон. Робот успешно прошел испытания, продав партию мороженого в одном из торговых центров. В 1999 году была выпущена четвертая модель робота, который мог держать в "руках" бумажную чашку. Одиннадцать роботов были куплены университетам и научно-исследовательским институтам.

Однако, несмотря на успех, компания Tmsuk Со. все же хотела отказаться от проектов Такамото по созданию роботов. Годовой объем продаж компании составлял 600 млн иен (5 млн долларов), при этом затраты на создание очередной модели составляли более 400 млн иен (3 млн долларов) в год. И к тому времени, когда был выпущен робот третьего поколения, многие служащие компании начинали высказывать сомнения относительно коммерческого смысла этого проекта.

Но в тот момент, когда уже сам Такамото был готов опустить руки и расстаться со своей мечтой, чиновник из местного органа власти подсказал ему оптимальное решение.

"Ко мне приехал сотрудник Центра промышленных технологий префектуры Фукуока и сказал: "То, что вы делаете, действительно очень интересно. Префектура вас поддержит. Почему бы вам не открыть собственную фирму?" - вспоминает Такамото.

"Однако я подумал, что не смогу найти людей, которые согласились бы финансировать новую компанию. Но когда я поговорил с друзьями, они одобрили эту идею. В состав правления новой компании вошли 60 человек - это были местные предприниматели, с которыми я вел бизнес в течение многих лет, в том числе и президент концерна "Ниппон Суйсан". Все они вложили в компанию свои личные сбережения. Затем к нам присоединились компании Omron и Sanyo и даже несколько инвестиционных фирм из США. В итоге мы собрали 800 млн иен (7 млн долларов)", - продолжает Такамото.

Филиал компании Tmsuk Co. был открыт в 2000 году. Такамото пригласил своего отца вернуться из отставки и вновь возглавить головную компанию, а сам целиком погрузился в разработку своего любимого проекта.

Робот "Банрю" состоит из более чем 600 деталей. Почти все они были изготовлены на малых и средних предприятиях Кюсю. В прошлом году город Китакюсю и соседний город Фукуока получили статус "особой зоны робототехники". По мнению экспертов, в условиях увеличения коэффициента старения на фоне снижения рождаемости потребительский рынок роботов будет стремительно расширяться. К 2010 году его оборот составит около 3 трлн иен (25 млрд долларов), а к 2020 году он уже будет конкурировать с автомобильным рынком.

Другая сфера использования для роботов Такамото - помощь спасателям и уборка после стихийных бедствий.

"С 11 января мы начали разработку модели робота "Энрю" ("Дракона спасателя"), который будет использоваться для спасательных работ во время стихийных бедствий. Разработанный в сотрудничестве с университетом Киото и другими организациями, этот робот будет применяться на участках, разрушенных ядерным взрывом или вулканическим извержением. Он будет разбирать обломки разрушенных зданий", - говорит Такамото.

"В этом году совместно с университетом Васэда мы начнем разработку робота, который сможет ходить на двух ногах и нести на спине человека. Такой робот найдет широкое применение в больницах и в домах престарелых", - добавил Такамото.

Так некогда дорогое хобби постепенно превратилось в очень выгодный бизнес.

Источник: Asahi


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru