Пусть временная, но она существует: 62 статьи Конституции на 25 страницах, которые должны примирить арабскую традицию и западную демократию. Плюрализм и ислам как государственную религию, посла Пола Бремера и аятоллу Али ас-Систани.
В Ираке будет Конституционный суд. В основном законе говорится, что государственная собственность "священна", а частную следует охранять. С гимном и флагом еще предстоит определиться: в 8-й статье говорится, что "они будут выбраны в соответствии с законом". Но это лишь детали, свидетельствующие о некоторых слабых местах этой первой Конституции, прокладывающей колею для нового Ирака.
Государственных языка два: арабский и курдский (кто хочет обучать своих детей на туркоманском и армянском, может осуществить и это). Правительство будет "республиканским" и "федеральным".
В действительности этническое противостояние между арабским большинством и курдским меньшинством до сих пор не закончено. Именно оно на современном этапе кажется самым главным препятствием. Основной закон государства, принятый вчера, предоставляет курдам право вето при голосовании за окончательный вариант Конституции, которая должна быть принята на референдуме не позднее октября 2005 года.
Никто не может с уверенностью сказать, дойдет ли дело до следующих этапов. Первый этап пройден, и этот успех был достигнут лишь благодаря американскому локомотиву. Вчерашнее подписание документа произошло с запозданием всего на неделю по сравнению с графиком, разработанным в декабре прошлого года, когда администрация Буша огласила свои планы относительно послевоенного периода в Ираке: сначала Конституция, затем выборы и передача власти законному правительству.
"Иракцы не хотели ждать, и мы пошли им навстречу", - сказал полгода назад Бремер. Но и Америка не хотела ждать. Лозунгом стало слово "иракизация" и как можно быстрее.
Так было. "Мы решили отложить в сторону все разногласия и идти вперед", - сказал вчера один и 25 участников церемонии подписания.
С отправлением этот поезд почти не опоздал, и на бумаге он выглядит довольно комфортабельным. В преамбуле говорится: "Народ Ирака делает все возможное для обретения своей свободы, узурпированной предшествующей тиранией, отвергает насилие в любом его проявлении".
Саддам Хусейн восхвалял Ганди, но при этом уточнял, что "его ненасильственная борьба не может быть применена в таких странах, как Ирак". На протяжении десятилетий он держался за счет тайной полиции и армии, на этих структурах Саддам строил свою власть, и теперь не случайно новая Конституция однозначно ставит их "под контроль гражданских властей".
Кому будут принадлежать эти полномочия после 30 июня 2004 года, когда временная Конституция вступит в силу, пока неизвестно. "Суверенитет" перейдет от оккупационных сил к временному иракскому правительству, которое будет обладать всей полнотой власти, но не будет выборным. Даже ООН согласна с тем, что за столь короткий срок проведение выборов невозможно. 25 членов Временного управляющего совета, одобрив Конституцию, надеялись на продление их мандата. Но, вероятнее всего, напрасно.
Никто не знает, когда в конце концов иракцы пойдут к избирательным урнам. Но известно, что четверть мест в парламенте отводится женщинам, это прописано в Конституции. В Ираке завтрашнего дня будет больше равенства между полами? Новый основной закон идет в этом направлении. Так же, как запрещает любые формы пыток.
Однако не забудем: об этом говорилось и в 22-й статье старой Конституции, что не помешало Саддаму составить документ, в котором перечисляются 107 систем пыток. Заключенный мог выбрать любую, как в меню...