На парламентских выборах в Молдавии верх одержала возглавляемая президентом Владимиром Ворониным Молдавская коммунистическая партия, которая получила 46,1% голосов. Владимир Воронин дал интервью газете Le Figaro.
- В 2001 году вы строили свою кампанию на сближении с Россией. Почему сегодня вы поворачиваетесь к ней спиной?
- Потому что мы разочаровались в своих ожиданиях. Россия не поддержала нас в конфликте с Приднестровьем. У русских имеются крупные интересы в регионе, и эти интересы значат для них больше, чем отношения с Молдавией. Необязательно речь идет об интересах Российской Федерации - скорее, это интересы некоторых групп, связанных с государственными учреждениями, которые используют Приднестровье в мафиозных целях, таких, как отмывание денег.
- Как может сказаться оранжевая революция на участи Приднестровья?
- Очевидно, что без поддержки Украины мы ничего не добьемся. Я говорил об этом с президентом Ющенко. С этого времени украинская и молдавская таможни будут сотрудничать, чтобы положить конец контрабанде. Украинским президент и я обратились также за помощью к Европейскому союзу, чтобы обеспечить безопасность на границе с Приднестровьем.
- Г-н Ющенко, как и вы, выступает за присутствие там европейских миротворческих сил?
- Главным образом, мы обсуждали вопрос о пятисторонних переговорах, в которых на сегодняшний день участвуют Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина и ОБСЕ. Мы хотели бы расширить эти рамки, включив сюда Европейский союз, США и Румынию.
- Несколько дней назад вы вскользь упомянули о новом плане урегулирования приднестровского конфликта. Можно ли узнать о нем поподробнее?
- Этот проект еще не обнародован и не представлен на рассмотрение парламента. Идея заключается в предоставлении Приднестровью статуса очень широкой автономии, которая имела бы свой флаг, возможность самостоятельно утверждать свой бюджет, выбирать своих представителей в молдавское правительство. Чтобы ввести статус такой автономии, мы примем поправки к молдавской Конституции. Единственное наше условие - это территориальная целостность Молдавии.
- Вы думаете, Москва и приднестровский президент Игорь Смирнов согласятся?
- Конечно, нет, если Украина и Молдавия не окажут давления, закрыв границу с Приднестровьем. Роль Киева будет решающей. Украина имеет границу с Приднестровьем протяженностью в 464 километра, и сейчас ее никто не контролирует.
- Два года назад вы назвали Приднестровье "черной дырой". Оно и сегодня остается ею?
- Полностью. Контрабанда оружия и наркотиков, проституция, алкоголь, нефть - все это ежегодно приносит доход в 2 млрд долларов. Самое худшее то, что эти деньги отмываются в европейских банках. Мы написали письма восьми из них, попросив положить конец сотрудничеству с приднестровскими банками. Некоторые из них до сих пор нам не ответили. Месяцев шесть назад австрийский банк Reiffensenbank обещал нам закрыть подозрительные счета, но только что мне стало известно, что на прошлой неделе этот банк принял 900 тысяч долларов, поступивших из Приднестровья. Деньги не пахнут, не так ли?
- Вы сблизились с украинским и грузинским президентами, Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили. Следует ли усматривать в этом единый антироссийский фронт?
- На моих встречах с этими двумя главами государств мы не обсуждали наших отношений с Россией. Но 22 апреля, на саммите стран ГУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Молдавия. - Le Figaro), который пройдет в Кишиневе, мы поговорим о наших отношениях с Россией в сферах экономики и энергетики.
- Что вы думаете о Владимире Путине?
- У меня такое впечатление, что президент Путин неверно информирован по вопросу о Приднестровье. Проблема в том, что, помимо разногласий на сей счет, в России есть люди, которые хотят наказать Молдавию за ее проевропейскую ориентацию.
- Говорят, этот проевропейский вираж дезориентировал некоторых ваших сторонников. В последнее время говорят о возможности раскола в вашей партии. Это вас беспокоит?
- Возможно, что кто-то не согласен. Как бы то ни было, на последнем съезде Коммунистической партии в декабре прошлого года эта проевропейская ориентация получила единодушное одобрение. Мы хотим обновить партию и создадим для этого специальную комиссию.
- Изменит ли коммунистическая партия свое название?
- Это не самое срочное дело. Ребенок рождается, а потом его крестят. Сначала нужно заново сформулировать идеологическую платформу партии.
- А какого "ребенка" вы хотите произвести на свет?
- Он должен отвечать чаяниям населения и определенной стратегии развития. Окончательно и бесповоротно решено лишь одно: мы хотим вступить в Европейский союз.
- Но что означает для вас это вступление?
- Создание современной страны, отвечающей европейским стандартам.
- Подразумевается ли под этим демократизация общественной жизни?
- Это необходимо для вступления в Союз.
- Готовы ли вы образовать коалицию с оппозицией?
- Я ничего не исключаю, но должен констатировать, что до сих пор в Молдавии коалиции были не очень убедительными.
- С какими оппозиционными партиями вы могли бы объединиться?
- Из тех, которые представлены в парламенте, я не вижу ни одной. Но и в Демократической, и в Социально-либеральной партии (участницы блока "Демократическая Молдова". - Le Figaro) есть люди, которые внушают мне гораздо больше доверия.