Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 марта 2006 г.

Джулиан Боргер | The Guardian

Сначала сменить жену, потом сменить расу

Новое реалити-шоу разделило Америку на два лагеря. Семьи на две недели в целях эксперимента меняют свою расовую принадлежность

В Голливуде раса занимает то место, которое раньше занимал пол. Через несколько дней после того, как "Столкновение" положило на лопатки "Горбатую гору" на "Оскаре", реалити-шоу перешли от сводничества на экране к эксперименту с переменой расы.

В рамках реалити-шоу "Черный. Белый" канала FX компании Fox network используются новейшие технологии макияжа, чтобы превратить семью чернокожих в семью белых и наоборот. Затем их отправляют в Лос-Анджелес, оснастив скрытыми камерами. В течение шести недель семьи живут под одной крышей и делятся наблюдениями.

Цель этой передачи, как заявляют ее авторы, в том, чтобы спровоцировать дебаты. Это, судя по всему, им уже удалось - даже раньше, чем на экраны вышел первый эпизод, который можно было увидеть по телевизору вчера вечером. Однако шоу показало, что в Америке XXI века расовый вопрос - это весьма деликатная и сложная тема.

За ширмой толерантности - все участники описывают себя как либеральных и открытых людей - семьи белых и чернокожих все еще вызывают друг у друга содрогание.

В первой серии Кармен Вергель, белая участница шоу, задает вопрос, должна ли она вести себя более развязно в гриме негритянки. Она называет свою чернокожую напарницу "bitch" ("сука"), считая это ласковым обращением, и уже разок вызвала напряженную обстановку словоизвержением на тему "прекрасных черных созданий".

Ее бойфренд Бруно Маркотулли, загримированный под чернокожего, утверждает, что с нетерпением ждет расовых оскорблений в свой адрес. "Я так и жду, когда мне кто-то скажет: "Эй, ниггер", что-то типа этого, "Ты сукин сын", "Ненавижу тебя, ниггер". Он повторяет это до тех пор, пока у Брайана Спаркса, настоящего негра, участвующего в программе, не появляется в глазах готовность его как следует стукнуть.

Через несколько дней в гриме чернокожего Маркотулли говорит Спарксу, что основная причина возникающих у того расовых проблем - в голове. "Я хочу, чтобы ты понял: ты должен пересмотреть свой подход к жизни и не думать, что с тобой плохо обращаются из-за цвета кожи".

В реальной жизни семья Спарсксов слышит, как человек в баре хвастает, что его район "последний незатронутый бастион белой Америки среднего класса". Белый мужчина говорит жене Спаркса Рене, что его родители научили его мыть руки после того, как он поздоровается за руку с негром. Сам Спаркс, загримированный под белого, приходит в восторг, когда ассистент обувного магазина останавливается, чтобы надеть ему на ногу ботинок. "За все 40 лет, что я был черным, со мной такого не случалось ни разу, но стоило мне отправиться покупать обувь под видом белого - и пожалуйста!" - восклицает он.

Продюсеры реалити-шоу "Черный. Белый" постарались сделать все, чтобы оно не показалось никому оскорбительным. Они устроили специальный показ для Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения, самой авторитетной организации в стране по защите прав чернокожих. Судя по всему, программа выдержала все испытания. Опра Уинфри без ума от шоу, она пригласила всех участников на свою передачу, чтобы они поделились опытом.

Это реалити-шоу, авторами которого стали номинированный на получение "Оскара" документалист Р.Катлер и рэппер Айс Кьюб, представляет собой современные вариации на тему, которой уже почти полвека. В 1961 году белый журналист Джон Говард Гриффин опубликовал книгу "Черный, как я", в которой описывал, как изменилась его жизнь после того, как он покрасил кожу и проехал по Югу периода сегрегации в облике негра. Результаты его эксперимента в то время потрясли читателей. В родном городе Гриффина даже поставили памятник автору.

Сейчас расовые проблемы рассматриваются на более тонком уровне, и авторам шоу приходится тщательнее всматриваться в сделанные видеозаписи.

Некоторые критики осуждают шоу за то, что оно упрощает расовые проблемы. Кроме того, негодование вызвало стремление авторов спровоцировать некоторые трения. Белые люди, демонстрирующие позитивную расовую позицию, были практически полностью вырезаны при монтаже. Некоторые ситуации выглядят натянутыми. "Некоторые моменты были подлинными, но другие были немного подстроены или модифицированы", - сказала позднее Вергель.

Чернокожий режиссер Нельсон Джордж сказал в интервью Los Angeles Times: "Когда раса становится темой подобных шоу, основная их задача - спровоцировать напряжение. В этом шоу берется важная проблема и сводится до уровня тривиальности".

Автор проекта отвергает эту критику и отстаивает право использовать художественный подход: "Моя задача - рассказать историю, показать опыт, пережитый этими людьми за шесть недель, и как можно более правдиво рассказать о возникавших конфликтах".

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru