Завершив трехдневное заседание в Вене, Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) рассмотрел доклад по Ирану генерального директора МАГАТЭ египтянина Мухаммеда аль-Барадеи, лауреата Нобелевской премии мира. Затем доклад автоматически был передан в Совет Безопасности ООН.
Как заявили США, удовлетворенные ходом событий, на будущей неделе СБ ООН соберется в Нью-Йорке для обсуждения данного вопроса. Американцы и европейцы настаивали на том, что для ООН пришло время действовать, чтобы заставить Иран повиноваться, отказавшись от обогащения урана. Глава иранской делегации пригрозил ответными мерами: "У США есть возможность причинить боль и страдания (Ирану. - Le Temps), но они также способны испытывать страдания и боль. Если они выбирают эту дорогу, пусть будет так!" - заявил агентству AFP Джавад Ваиди, заместитель секретаря Высшего совета национальной безопасности ИРИ. "У нас есть две возможности: компромисс и сотрудничество или конфронтация, - сказал Джавад Ваиди. - Мы надеемся, что первое возобладает. Но в любом случае мы продолжим исследовательскую деятельность в области обогащения".
Нефтяное оружие
Отвечая на вопрос о возможности применения нефтяного оружия - а такие угрозы в последние недели неоднократно раздавались из Тегерана, - он заявил, что пока Иран не будет его применять, "так как мы не хотим конфронтации с другими странами. Но, если ситуация изменится, мы будем вынуждены изменить свою позицию и свою политику".
Эксперты в области нефти в целом одинаково оценивают последствия перекрытия иранского крана для рынка черного золота, на котором уже сейчас наблюдается большое напряжение: цена барреля нефти может подняться до 90 долларов. В среду вечером перед закрытием торгов на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже цена марки sweet crude снизилась примерно на 2 доллара, уйдя под отметку в 60 долларов (59,55). Пока операторы не связывают эту тенденцию с резким прекращением иранских поставок.
Десять атомных бомб
Впрочем, хоть одно основание для оптимизма есть. Сказав, что "в среду или четверг" он направит свой доклад в Совет Безопасности, Мухаммед аль-Барадеи попросил все стороны "снизить тон, чтобы способствовать дипломатическому решению. Естественно, что с американской стороны тон был более жестким. "Совету Безопасности пришла пора действовать", - сказал американский посол в Вене Грегори Шульте, заявивший, что теоретически Иран уже сейчас располагает достаточным количеством уранового газа, чтобы со временем, после обогащения, изготовить десять атомных бомб. "На первое время, мы считаем, следует обратиться к Ирану с призывом сотрудничать с Агентством, - сказал американский представитель. - Санкции могут быть введены позже, так как "мы считаем, что действия Совета Безопасности должны быть поэтапными".
Европейский союз также потребовал от Ирана "прекратить любую деятельность в области обогащения урана и в полной мере сотрудничать с инспекциями, как того требует МАГАТЭ". Впрочем, на это он мало надеется. "Кризис доверия к характеру и целям иранской ядерной программы в полной мере сохраняется", - сказал вчера в Париже министр иностранных дел Франции Филипп Дуст-Блази. Наконец, глава российской дипломатии Сергей Лавров заявил, что "силового решения кризиса не существует", и высказал сомнения в эффективности возможного введения санкций против Тегерана.