Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
9 марта 2006 г.

Хелле Дейл | The Washington Times

Изнанка России

В своих комментариях, сделанных на этой неделе во время визита в Вашингтон, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал свою страну "набирающей силу державой". Безусловно, эта фраза порадует Владимира Путина, который после прихода к власти поставил перед собой цель вернуть России ее прежнее место на международной арене. Между тем амбиции и риторика не всегда приводят к исполнению желаний. Россия скорее становится государством, напоминающим Саудовскую Аравию, с ядерными боеголовками, с репрессиями во внутренней политике и спадом экономики в целом, но с рычагом влияния в отношениях с Западом благодаря своим огромным запасам энергоресурсов.

Лавров приехал в Вашингтон, чтобы заинтересовать администрацию Буша идеей российско-иранского соглашения в отношении переработки ядерных материалов, которое позволит предотвратить попытку урегулировать иранский кризис в Совете Безопасности ООН, а также другими способами. Европейцы и американцы опасаются того, что переработка Ираном ядерных материалов может привести к созданию ядерного оружия. Россия предложила проводить обогащение на своей территории, якобы с целью лишить Иран возможности создать ядерную бомбу.

Администрация Буша создает вежливый шум вокруг российской инициативы, опасаясь, что Россия может воспользоваться правом вето при обсуждении иранской проблемы в Совете Безопасности ООН. В то же время Белый дом не испытывает особого желания поддерживать российскую инициативу. И россияне, и иранцы имеют плохую репутацию в части соблюдения международных соглашений.

Инициатива по поводу иранской проблемы - это не единственная попытка России применить силу, вызывающая беспокойство. Путин возрождает старую советскую политику на Ближнем Востоке, а также стремится усилить свое влияние. Перед поездкой в Вашингтон Лавров встретился с делегацией "Хамаса", террористической организации, которая на недавних выборах получила большинство мест в парламенте Палестинской автономии.

Учитывая историю терактов "Хамаса" с использованием террористов-смертников, направленных против граждан Израиля, Соединенные Штаты и Евросоюз призвали "Хамас" отказаться от политики, направленной на разрушение Израиля, а также осудить акты насилия, сделав эти требования предварительными условиями политического признания "Хамаса" и оказания международной помощи новым властям Палестинской автономии. Путин повел себя совсем иначе, проигнорировав вышеупомянутые факторы и пригласив "Хамас" на встречу в Россию. Эта встреча состоялась в минувшие выходные. Хотя российский министр иностранных дел и призвал "Хамас" отказаться от насилия, эта террористическая организация наверняка больше оценит ту символическую поддержку, которую оказала ей Москва своим приглашением, чем будет прислушиваться к нотациям Лаврова.

Между тем более важным фактором является то, что огромные запасы энергоресурсов и богатство, полученное благодаря высоким ценам на нефть и газ, дают России новый рычаг влияния. Как говорит Майкл Макфол из Института Гувера Стэнфордского университета, "Советский Союз приковывал внимание всего мира с помощью страха, а не уважения... Путин надеется вернуть России статус сверхдержавы, но не с помощью армии, идеологии и даже ядерного оружия, а благодаря нефти и газу".

Путин объявил, что главной темой обсуждения саммита "большой восьмерки", который этим летом пройдет в Санкт-Петербурге под председательством России, станет проблема энергетической безопасности. Приложив все свое влияние, Путин потребует от других стран "большой восьмерки" забыть, что экономика России на самом деле меньше экономики Нидерландов и что Россию пригласили вступить в G8 в 1990-е годы только для того, чтобы оказать поддержку тогдашнему президенту РФ Борису Ельцину.

В прошедшую холодную зиму партнеры России по СНГ ощутили на себе силовое воздействие России. Украинцы, которые в декабре 2004 года отважились взбунтоваться против того кандидата на президентских выборах, которого поддерживала Россия, оказались под жестким давлением со стороны России. В декабре руководство "Газпрома" подняло цену на газ для Украины с 50 до 230 долларов за 1000 кубометров. Затем "Газпром" сократил объемы поставок газа на Украину, что также повлияло на цены на газ и количество поступающего газа в страны Европы. В конце концов Россия достигла с Украиной соглашения о том, что газ будет поставляться по цене 95 долларов за 1000 кубометров. Между тем Белоруссия, которая остается послушной маленькой союзницей России, получает газ по цене 46 долларов за 1000 кубометров.

Ничто из этого не делает Россию сверхдержавой, скорее, это превращает ее в потенциальный источник проблем на международной арене. Не является ли это веской причиной для того, чтобы изменить энергетическую политику США и Европы, направив ее на правильные рельсы? Если экономика Соединенных Штатов будет являться заложником таких стран, как Россия, Иран, Венесуэла и Саудовская Аравия, это лишь создаст проблемы в будущем.

Источник: The Washington Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru