"Единая Россия" или "Справедливая Россия": выборы в 14 регионах страны
В воскресенье в 14 российских регионах пройдут выборы депутатов областных парламентов. Итоги региональных выборов станут проверкой перед декабрьскими выборами в нижнюю палату российского парламента, в Госдуму, и находить с ней общий язык придется уже новому президенту, который будет избран в марте 2008 года. В двух первых сериях региональных выборов, которые состоялись весной и осенью прошлого года, кремлевская партия "Единая Россия" победила с большим отрывом. Но теперь она получила конкурента в лице второй "партии власти", "Справедливой России".
Законодатели в провинциях переняли те изменения некоторых существенных пунктов избирательного законодательства, за которые с прицелом на выборы проголосовали обе палаты Федерального собрания. Госдума и Совет Федерации подняли барьер для прохождения партий в парламент с 5 до 7% и запретили партиям создавать блоки. Норма, устанавливающая, что выборы действительны только в том случае, если в них приняло участие не менее 20% зарегистрированных избирателей, была отменена. Одновременно избирателей лишили возможности голосовать "против всех", нормы, которая в прошлом использовалась для выражения принципиального недовольства программами партий и отдельных кандидатов.
Кроме того, на федеральном уровне была ликвидирована смешанная избирательная система. В будущем голосование будет проходить исключительно по партийным спискам и по пропорциональной схеме. Однако в большинстве регионов прежняя смешанная система сохранилась, то есть там возможны как прямые выборы кандидатов, так и голосование по партийным спискам. Таким образом хотя бы в регионах независимые кандидаты все еще имеют шанс получить депутатский мандат.
Изменения, внесенные в закон о партиях, привели к тому, что количество зарегистрированных партий в России заметно сократилось. В 90-е в отдельные годы существовало более ста политических партий. В настоящее время - всего 17 по стране в целом. Региональные партии тоже испустили дух. На последнем этапе российских региональных выборов принимают участие всего 15 партий. Это обусловлено требованием о подтверждении минимальной численности в 50 тысяч членов, которые, кроме того, не должны проживать всего лишь в паре-тройке регионов, а также необходимостью депонировать перед выборами значительные суммы в качестве залога и собрать большое число подписей в свою поддержку.
Изменения законов о партиях и о выборах имели своей целью улучшить перспективы крупных партий за счет мелких. Так, повышение барьера в сочетании с запретом на создание блоков является, прежде всего, ударом по двум центристским демократическим партиям, либеральной партии "Яблоко" Григория Явлинского и Союзу правых сил (СПС) Никиты Белых, за которым стоит экономический реформатор 90-х годов и нынешний глава государственного энергетического холдинга "Единые энергосистемы" Анатолий Чубайс. Двум этим партиям не удалось зарегистрироваться для участия в выборах во всех 14 регионах; кроме того, вероятность преодоления ими семипроцентного барьера в большинстве регионов слишком мала. Тем не менее, причина предсказуемой неудачи обеих партий, которые имеют достаточно долгие традиции политической жизни в России после распада СССР, также кроется и в неудачных попытках их объединения.
Региональные выборы - это еще и проверка жизнеспособности типичного продукта российских политтехнологов. В прошлом году из Кремля была спущена задача по объединению трех партий в партию "Справедливая Россия". Ею руководит глава верхней палаты парламента Сергей Миронов, давний соратник Путина. "Справедливая Россия" видит в себе вторую "партию власти" и улучшенный вариант другой "партии власти", более старого кремлевского творения, "Единой России", которая обозначает себя как правоцентристскую. "Справедливая Россия" должна олицетворять "левую компетенцию" кремлевского лагеря, она призвана отобрать голоса у коммунистов. Поэтому Миронов, который до сих пор не был замечен в левых взглядах, на днях попытался предстать в Санкт-Петербурге как антикапиталист и социалист. Очевидно, "Справедливая Россия" должна взять на себя роль, которую раньше играло другое "порождение Кремля", партия "Родина". Однако левонационалистическая "Родина" вышла из-под контроля Кремля. При создании обеих партий речь шла не о проявлении политической воли снизу, а о проекте политтехнологов и возможностях управляемой демократии. Однако в том, что "партия власти" образуется сверху, нет ничего нового, что было бы свойственно исключительно эпохе Путина; этим инструментом неплохо владел также и президент Ельцин. Методы, с помощью которых такое образование посредством мощной направленной пропаганды выдается за подлинную партию, тоже принципиально не изменились. Отличие, прежде всего, в том, что Путин и его соратники в гораздо большей мере, чем мог или хотел Кремль прежде, контролируют как политику, так и средства массовой информации.
Доказательством "подлинности" партии является ее политическая борьба с конкурентами. В случае разногласий между двумя партиями власти она приобретает черты показухи. Однако не надо забывать, что речь идет еще и о местах у кормушки, что, в свою очередь, увеличивает серьезность подобных дискуссий.
Это проявилось тогда, когда единороссы самыми разными способами начали ставить палки в колеса Миронову и его партии, стремясь снизить их шансы на избрание. Политическая и экономическая элита российских регионов за последние годы все больше ориентировалась на кремлевскую партию "Единая Россия". В ее ряды вступали губернаторы, чтобы доказать свою лояльность Путину. Поэтому соперничество и борьба за власть велись внутри "единственно возможной" партии. Создание новой партии власти открывает новые возможности. Это не опасно для Кремля до тех пор, пока обе партии стремятся превзойти друг друга в преданности Путину.
Среди народа партии популярностью не пользуются, так как большинство не видит, чтобы те представляли их интересы. Люди возлагают все свои надежды на высшее руководство. С другой стороны, как показал недавний опрос, 94% россиян считают, что они не имеют никакого влияния на положение вещей в стране. Кремль многое делает для поддержания данного российского парадокса, препятствуя формированию демократических структур снизу и обучению демократии, например, через запрет губернаторских выборов.