Родственник привез в Россию противоядие для жертв, врача и ее дочери, которые вернулись домой в среду
Примерно через неделю после прибытия в Москву Марина Ковалевская и ее дочь Яна почувствовали недомогание.
Сначала боль в животе и диарея. Затем головная боль и затруднение дыхания. Через день они уже страдали от мучительной боли, особенно в ногах, сообщил Леон Пек, брат Марины Ковалевской, в четверг.
Женщины обратились в больницу. Обеспокоенные врачи немедленно отправили их в специализированный институт для лечения от отравления. Там врачи провели гемодиализ и произвели забор образцов крови и мочи. Однако состояние женщин не улучшалось.
Итоги обследования подтвердили, что женщины страдают от отравления таллием. Врачи сообщили Пеку, что не уверены в том, что женщины выживут.
В этой больнице не было "берлинской лазури", одного из немногих известных антидотов при отравлении таллием.
Тогда Пек, челюстно-лицевой хирург, решил сам прилететь в Россию. Он купил берлинской лазури, препарата, получаемого из сини, используемой художниками и в производстве, примерно на 2 тыс. долларов в аптеке в Санта-Ане и прилетел в Москву, доставив препарат Ковалевским.
За день до этого Марина, 49-летняя врач-терапевт, известная в русскоговорящей общине Лос-Анджелеса, в отчаянии позвонила ему со своего мобильного телефона.
"Она плакала. Она говорила: "Пожалуйста, забери нас домой, пожалуйста, забери нас домой", - рассказал Пек.
После антидота, который абсорбирует таллий, состояние женщин начало сразу же улучшаться. К среде они уже чувствовали себя достаточно хорошо, чтобы вернуться в Лос-Анджелес. Сейчас они находятся в отделении интенсивной терапии в Медицинском центре Седарс-Синай в Лос-Анджелесе.
Однако семья по-прежнему не знает ответа на один вопрос: почему их отравили? Женщины не отличались политической активностью и не имели деловых связей в России.
"Не было совершенно никаких причин для того, чтобы травить Марину и Яну, - отметил Пек. - Они ни в чем таком не участвовали".
15 февраля, вскоре после прибытия в Москву, Марина и 26-летняя Яна побывали на праздновании 50-летия одного из их друзей. Они планировали еще пойти на свадьбу позднее в том же месяце. По словам Пека, в течение недели до болезни женщины осматривали достопримечательности, ходили по музеям, театрам и навещали друзей.
Большую часть времени они провели порознь, хотя каждый вечер возвращались в отель Marriott около Красной площади. За три дня до болезни они позавтракали в ресторане отеля, рассказал Пек.
По словам экспертов в области здравоохранения, симптомы отравления таллием начинают проявляться в течение 12-48 часов.
Московская милиция сообщила российским СМИ, что, по мнению следователей, отравление могло быть связано с кражей ювелирных изделий у женщин.
Однако Пек оспорил это заявление. "Ничего украдено не было. Это только оправдание".
Пек организовал отбытие женщин назад в Лос-Анджелес. Однако он не смог получить их паспорта, потому что власти опечатали гостиничный номер из опасения, что яд может распространиться.
Тем временем милиция и, по меньшей мере, один человек, сообщивший, что он из службы российской разведки, допросили Марину и ее дочь о том, как они были отравлены. Их больничную палату охраняли вооруженные офицеры милиции, сообщил Пек.
Пек лихорадочно обратился за помощью в посольство США в Москве, к представителям лос-анджелесского офиса конгрессмена Говарда Бермана и друзьям семьи.
Когда в среду российские следователи узнали, что Пек планирует вывезти Ковалевских из страны, то им разрешили покинуть больницу и сняли пломбы с их номера в гостинице.
По словам Пека, врачи в московском институте пытались убедить его, что отравление произошло в Лос-Анджелесе.
Болезнь женщин стала последней в серии отравлений, сотрясших Россию.
Таллий - токсичный металл, используемый как катализатор в некоторых сплавах, оптических линзах, ювелирных изделиях и полупроводниках, а также в красителях и пигментах. Вещества, содержащие этот металл, использовались как крысиный яд и инсектициды, которые являются самым распространенным источником отравления таллием людей. Покойный иракский диктатор Саддам Хусейн использовал таллий против своих врагов.
В прошлом году в Лондоне заболел и спустя три недели после госпитализации скончался Александр Литвиненко, бывший российский шпион и громкий критик российских лидеров. Сначала врачи заподозрили отравление таллием, однако потом тесты показали, что он получил смертельную дозу полония-210.
Пресс-секретарь ФБР Лора Эймиллер сообщила в четверг, что агентство находится на "первоначальных стадиях" уголовного расследования дела Ковалевских в сотрудничестве с московской милицией и департаментом общественного здравоохранения округа Лос-Анджелеса.
Д-р Джонатан Филдинг, директор департамента, сообщил, что ФБР попросило оказать содействие в расследовании. По словам Филдинга, его агентство имеет опыт расследований радиологических и химических отравлений, однако от дальнейших комментариев отказался.
По словам Пека, обе женщины рады, что вернулись домой, однако они до сих пор очень слабы и устают даже после пятиминутного разговора. Они надеются, что результаты токсикологического обследования будут готовы уже сегодня.
Тем временем Пек, немного уставший от недосыпания и встревоженный, вернулся к работе в Беверли-Хиллз.
"Пока, - говорит он, - это счастливый конец".
См. также "Мать и дочь возвращаются в Лос-Анджелес после отравления в Москве" (LAT)