Обеспечение безопасности 44-го президента США стало для Секретной службы величайшей проблемой за всю историю. Но кто хочет его убить? И какова вероятность, что покушение увенчается успехом?
Президент США подвержен самым разным угрозам, однако особенное внимание в последнее время уделяется правым экстремистским группировкам, действующим на территории Америки, пишет The Guardian.
Специалисты Southern Poverty Law Center, некоммерческой организации, которая занимается мониторингом праворадикальных движений на территории США, зафиксировали летом 2008 года всплеск активности расистов. В 2009 году численность крайне правых группировок подскочила до 512, тогда как годом ранее их насчитывалось 149. Особенное распространение они получили в сельских областях вокруг Аппалачских гор и Великих озер, а также на западе и северо-западе страны. Заговоры и преступления на почве расовых предрассудков пошли валом, и все они имеют прямое отношение к Бараку Обаме.
Сотрудники Секретной службы были приставлены к нему еще в мае 2007 года, за полтора года до выборов. Решение выдвинуть свою кандидатуру было для Обамы непростым: ему пришлось успокаивать жену, которая всерьез опасалась, что он, она или их дети станут объектом нападения. В конце концов, Мишель Обама дала добро, мотивировав свое решение тем, что "устала бояться". The Guardian напоминает, что в 1996 году Колин Пауэлл отказался баллотироваться в президенты отчасти из-за боязни стать жертвой расистов.
Как показывает пример Дж.Ф. Кеннеди, безопасность президента в конечном итоге зависит от него самого. "Агенты могут советовать главнокомандующему, как наилучшим образом обеспечить его безопасность, но они не могут ему приказать", - поясняет автор. Если бы Секретной службе дали карт-бланш, она упекла бы президента в Кемп-Дэвид на все четыре года, шутит Петро. Что касается Обамы, то он прислушивается к рекомендациям службы безопасности: после инаугурации он стал значительно реже общаться с массами, а мероприятия с его участием все чаще проходят в помещениях.
В распоряжении Секретной службы имеется богатый арсенал спецсредств, от систем распознавания лица до 8-дюймовой брони на президентском лимузине. "Но техника эффективна лишь настолько, насколько эффективны люди, которые ее применяют", - резонно замечает The Guardian в связи с прошлогодней историей, когда два участника реалити-шоу несанкционированно проникли на прием с участием Обамы и, более того, пожали ему руку.
Глава международного отдела безопасности Citigroup Джозеф Петро, в свое время отработавший 23 года в Секретной службе, утверждает, что сегодня эта организация сталкивается с беспрецедентными трудностями: "Обама - президент с очень своеобразными чертами характера, он любит общаться с народом. Сопоставьте это с политической атмосферой нашего времени - атмосферой фанатичности и злобы, прибавьте сюда его расовую принадлежность - и вот вам большая проблема. Не остается права на ошибку".
Мнение Петро разделяет и криминолог, глава Центра исследования ненависти и экстремизма при Калифорнийском государственном университете Брайан Левин: "Всегда были люди, которые ненавидели президента, всегда были подпольные организации, но из-за того, что в период экономических потрясений страну возглавляет темнокожий президент, эти организации распространяют свое влияние на значительно более широкую группу людей".