Под огнем критики Соединенных Штатов и части Европы его обвиняют даже бывшие дружественные республики бывшего Советского Союза. Накануне празднования на Красной площади, за несколько часов до встречи с Бушем на даче, Путин был вынужден защищаться и на саммите СНГ. Желая воспользоваться патриотической обстановкой, он надеялся на то, что сумеет сплотить ряды президентов бывшего СССР, ответить на "американское вмешательство" и предстать более сильным на саммите Россия-ЕС, который пройдет во вторник. Но он оказался перед лицом отступничества и претензий, и в конечном счете оказался обвиняемым.
В день 60-летия мирового триумфа, в условиях полного пересмотра истории он оказался на похоронах останков СССР. С одной стороны, восставшие страны, театр "цветных" революций: Грузия, Украина, Молдавия, Киргизия. С другой стороны - Белоруссия и Центральная Азия.
Москва оказывается в изоляции в своей собственной бывшей империи. До такой степени, что центральным вопросом саммита становится формальное выживание Содружества независимых государств. Украина и Грузия, вместе с балтийскими странами и Польшей, обвиняют Путина в том, что он не соглашается с независимостью, завоеванной государствами, находившимся под гнетом коммунизма.
Белоруссия и Центральная Азия, напротив, обвиняют его в том, что он не сумел должным образом защитить постсоветское пространство от революций, поддержанных Западом. Восстания, которые грозят распространяться и далее, до свержения авторитарных режимов Лукашенко, Ниязова, Алиева и других диктаторов на территории бывшего СССР.
После двух часов столкновений финал понятен, и заключительный драматический вопрос был таким: имеет ли смысл оставаться вместе, если половина из нас уже выбрала США ЕС и НАТО, а половина воспринимает Запад как угрозу? Ситуация была настолько деликатной, что Путин добился отсрочки решения этого вопроса: новая встреча состоится осенью в Казани. Первый итог уже зафиксирован: Москва больше не играет решающей роли в урегулировании региональных кризисов: в Приднестровье, Абхазии и Южной Осети.
В Президент-отеле при закрытых дверях и без заключительной пресс-конференции был подведен итог. Украинский президент Ющенко, поддержанный Саакашвили и президентом Молдавии Ворониным, подтвердили план по свержению режима Лукашенко в результате выборов 2006 года. Белорусская революция, финансируемая Соединенными Штатами, свергнет "последнюю диктатуру в Европе", но, в первую очередь, самого сильного союзника Путина. Лукашенко, покинувший зал незадолго до завершения встречи, хлопнув дверью, выступил против вмешательства "новых диктаторов, которые экспортируют свои интересы с оружием и под маркой свободы" и против "новых слуг Америки". Угрожающее обещание Минска: " "Мы защитим свою страну, следуя славному примеру Второй мировой войны".
Российский президент, еще более раздраженный и разочарованный уходом от основной идеи празднования 60-летия Победы, предупредил о рискованном характере "перманентной дестабилизации постсоветского пространства". Он потребовал личной встречи с Ющенко, киргизом Бакиевым и туркменом Ниязовым. "Риск заключается в том, что Россию представляют как душителя свободы", - заявил представитель Кремля. План Путина продемонстрировать миру сплоченный СНГ и Москву в качестве лидера провалился.
Москве даже не удалось убедить Азербайджан принять участие в саммите, чтобы подписать мирное соглашение с Арменией. И российскому лидеру остается лишь апеллировать к борьбе с терроризмом. По словам Путина, "нацизм, экстремизм и терроризм питаются одной и той же идеологией". Сравнение между Германией Гитлера и Чечней, сразу же отвергнутое некоторыми присутствующими, отметившими, что "Путин говорит так много о нацизме, но забывает сказать хоть слово о коммунизме". Холодный финал саммита СНГ, над которым доминировало американское влияние в бывшем СССР, издевательская поездка Буша в Ригу и Тбилиси, нападки на Белоруссию: в результате было подписано лишь общее заявление о гуманитарном сотрудничестве.