Пять лет, с момента терактов 11 сентября, президент Буш занимается войной в Ираке, проводит свою законодательную программу и политику целеустремленной борьбы с терроризмом, которая внушает восхищение республиканским приверженцам и, если результаты выборов считать точным инструментом, все больший ужас американскому обществу.
Вчера днем Буш продемонстрировал, что при необходимости умеет разворачиваться "на пятачке": Буш уволил министра обороны Дональда Рамсфельда всего через неделю после того, как заявил журналистам, что тот останется до конца его президентского срока. Кроме того, он выразил большое желание взаимодействовать с демократами на Капитолийском холме после избирательной кампании, в ходе которой он регулярно отвергал оппозицию из-за политики, которая, как он говорил, ослабит Америку и приведет к победе террористов.
На пресс-конференции Буш дал понять, что слышал об ошеломляющих результатах прошедших во вторник выборов, после которых он остается перед лицом не только палаты представителей, но и сената, находящихся под контролем оппозиции, - если небольшое преимущество демократов в Вирджинии сохранится.
Буш предложил необычную дозу самокритики, сказав, что на нем лежит "значительная часть ответственности" за разгром республиканцев на выборах во вторник. Он заявил, что надеется найти "взаимопонимание" с демократами и хочет "нового видения" в Пентагоне. На вопрос, как он будет сотрудничать с демократами после жестких слов, прозвучавших с обеих сторон, Буш ответил: "Я давно в политике, я понимаю, когда кампания окончена, и знаю, когда начинается управление. И я буду работать с людьми из обеих партий".
Новая риторика отражает суровую реальность: если Буш надеется осуществить какую-то важную инициативу в последние два года своего правления, ему почти наверняка придется пересмотреть законодательную и политическую стратегию, успех которой на протяжении последних пяти лет почти целиком зависел от голосов республиканцев.
Поскольку демократы явно озабочены тем, чтобы продемонстрировать, что они созрели как правящая партия, у президента есть возможность достичь компромисса с оппозицией раньше, чем он покинет Белый дом через два года. Вильям Галстон, главный стратег демократов из центристского крыла партии, заявил в интервью перед пресс-конференцией, что перспективы иммиграционной реформы, которую продвигает президент (жесткое принуждение в сочетании с определенным путем получения гражданства для давних нелегальных иммигрантов), возможно, улучшаются с приходом в конгресс большего числа демократов.
"Готов ли он иметь дело с демократическим большинством, которое может подтолкнуть его дальше, чем он хочет, зависит от него, - заявил Галстон, старший научный сотрудник Brookings Institution. - В значительной степени результаты выборов перебрасывают мяч на сторону президента".
Но важнее всего будет то, как Буш справится с быстро эволюционирующей политикой вокруг войны в Ираке. Своими высказываниями и назначением на пост министра обороны бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, известного представителя более прагматичной республиканской школы внешней политики, Буш, похоже, сигнализировал о готовности пересмотреть ключевые аспекты своей иракской стратегии в свете явного недовольства широкого слоя электората. Белый дом заявил, что ждет рекомендаций двухпартийной исследовательской группы, сопредседателем которой является бывший госсекретарь, республиканец Джеймс Бейкер, и многие во внешнеполитическом сообществе ожидают, что доклад группы даст Бушу средства для попытки привлечь дополнительную международную поддержку усилий по урегулированию конфликта.
Контролируя как минимум одну палату конгресса и ее влиятельную структуру комитетов, демократы впервые получают возможность оспаривать ведение войны Бушем, одновременно продвигая собственную концепцию поэтапного вывода 140 тыс. американских военнослужащих из Ирака. Буш также, вероятно, столкнется с огромным давлением со стороны видных фигур в собственной партии, стремящихся обуздать его амбиции, касающиеся построения стабильной и функциональной демократии в центре Ближнего Востока.
Член палаты представителей, демократ из Пенсильвании Джон Мурта, ведущий среди демократов критик войны и кандидат в лидеры нового большинства в палате, заявил National Public Radio, что смена власти в палате представителей "изменит политику" в отношении войны. "Вы получаете систему комитетов, работающую на двухпартийной основе, и это единственный способ решения этой проблемы, а затем мы войдем в противостояние с президентом по этому вопросу", - сказал он.
Хотя президент может сказать "мы не собираемся менять политику", добавил Мурта, демократы начнут делать администрацию подотчетной в ее решениях по Ираку.
Вин Вебер, лоббист и бывший республиканский законодатель, тесно связанный с Белым домом, заявил, что Ирак на самом деле стал сложнее для демократов в свете итогов выборов. "До сих пор демократам было легко, они имели возможность просто критиковать и идентифицировать себя с недовольством избирателей, - сказал он. - Теперь они станут партнерами в управлении".
После терактов 11 сентября 2001 года Буш управлял преимущественно справа, побуждая демократов либо поддерживать его предложения по терроризму и другим вопросам, либо подвергнуться риску возмездия на выборах. До вчерашнего дня он политически процветал, игнорируя предсказания, что республиканцы потеряют места на выборах в конгресс в 2002 году, и обеспечив себе переизбрание двумя годами позже путем огромного усилия по гальванизации голосов рядовых республиканцев.
Стратегия впервые не оправдала себя вчера, когда демократы получили больше двух дюжин мест в палате представителей, набрав большинство впервые за 12 лет, и, похоже, близки к тому, чтобы получить контроль над сенатом. Избиратели, видимо, проигнорировали недвусмысленное предостережение президента, что, отдав власть демократам, они поставят под угрозу безопасность и экономическое процветание страны.
Теперь Буш должен управлять без своей базы в палате представителей, которая была движущей силой значительной части его программы по здравоохранению, энергетике, терроризму и налогам: республиканские лидеры набирали силу с каждым новым предложением Буша, часто лишь с небольшим преимуществом при голосовании.
Как показали бывшие президенты Билл Клинтон и Рональд Рейган, расколотое правительство для умного президента может быть дополнительной возможностью. Клинтон успешно использовал тогдашнего республиканского спикера Ньюта Гингрича как фон, чтобы представить себя центристом, хотя он при этом обеспечил серьезную модернизацию системы социальной помощи и соглашение о сбалансированном бюджете, которое, как считалось, поддержало экономическое процветание в 1990-е годы. Рейган добился последней модернизации налогового кодекса, работая с демократической палатой представителей в 1986 году.
И, хотя демократы не обязательно с этим согласятся, у Буша есть послужной список и до 11 сентября - в качестве губернатора Техаса и президента в первый год правления - по достижению соглашений в сфере образования и налогов. Он говорит о своем желании запустить новую двухпартийную инициативу по обузданию расходов на социальное страхование и здравоохранение и уполномочил нового министра финансов Генри Полсона прозондировать почву в этом плане с демократами на Капитолийском холме.
Но на сегодняшнее утро остается неизвестным, примет ли Буш в полной мере эту модель и сможет ли он добиться успеха, если попытается. Советники Белого дома в частном порядке не скрывали недовольства тем, что представляется им беспрестанным обструкционизмом демократов в конгрессе, которые, в свою очередь, считают президентские попытки примирения неискренними.
Промежуточные избирательные кампании, возможно, лишь усугубили разделение. В последние дни кампании Буш неоднократно смешивал с грязью само предположение, что оппозиция может управлять ответственно, заявив в одном случае, что террористы "победят", если будет проводиться демократическая политика; демократы, со своей стороны, использовали столь же жесткую риторику, характеризуя президента. Буш может в итоге решить, что наилучшим курсом будет агрессивное правление справа, за что выступает кое-кто в его партии, может признать, что в законодательном смысле мало что способен сделать, и создать контраст, который кандидат от его партии будет использовать на президентских выборах 2008 года.
Демократам надо будет урегулировать свои внутренние разногласия. Либеральная база партии жаждет возмездия для президента, который, по мнению многих, управляет беззаконно и некомпетентно, однако вчерашний успех демократов на выборах как минимум частично держался на способности обойти более умеренных, хотя и консервативных кандидатов. Многие демократические законодатели согласились на туманный план поэтапного ухода из Ирака, но партия по-прежнему разделена между базой, желающей уйти в ближайшее время, и внешнеполитическим истеблишментом, который считает поспешный уход потенциально вредным для интересов страны и партии.
Единственное, что представляется определенным, это то, что руководство демократической партии видит ценность попытки представить избирателям умеренный имидж, по крайней мере в настоящий момент. В своих комментариях вчера вечером и сегодня утром лидеры партии дали понять, что они изучили и усвоили, с их точки зрения, горькие уроки, полученные от зарвавшихся республиканцев, после сокрушительных республиканских побед на промежуточных выборах 1994 года.
Практически все высказывания партийных лидеров наводили на мысль, что американцы устали от партийных распрей. "Мы протягиваем республиканцам руку дружбы, товарищества и партнерства, - заявил лидер демократов в сенате Гарри Рид на победном собрании вчера вечером. - Мы можем чего-то добиться в конгрессе исключительно в случае работы на двухпартийной основе".
Действительно ли он и другие ведущие демократы верят в этот подход после многолетней партийной войны и примет ли президент Буш протянутую руку, будет вашингтонским сюжетом на ближайшие несколько месяцев.