25 сентября FT опубликовала письмо Александра Медведева, заместителя председателя правления "Газпрома", где он восхвалял приверженность своей компании делу укрепления "энергетической безопасности" Европы. Когда Россия и другие "нефтегосударства" увлеченно позиционируют себя в связи с этим понятием, мы сталкиваемся с серьезной проблемой, связанной с его формулировкой. Мы должны спросить: а о чьей, собственно, безопасности идет речь?
В Евросоюзе понятие энергетической безопасности постепенно извращается - в риторике эта идея эксплуатируется, чтобы усилить позиции поставщиков и ограничить выбор, стоящий перед импортерами. Во имя этого священного императива было разработано бессчетное число неверных политических решений, в результате чего конкуренция кардинально снизилась, политическая уязвимость возросла, а принципы правового государства подверглись всеобщей эрозии.
В значительной мере проблема обусловлена растущей зависимостью Европы от импорта российского природного газа, а также ее неспособностью или нежеланием реагировать дружно и последовательно на новые тенденции "национализма природных ресурсов". Узколобая одержимость Европы "надежностью поставок" способствовала ряду новых событий в России, в том числе принятию закона, гарантирующего государственную монополию на экспортные трубопроводы, отказ ратифицировать Энергетическую хартию, непрозрачные договоренности о ценах, а также стремительное приобретение активов в сфере дистрибьюции энергии в самом сердце стран-импортеров. Сочетание всех вышеперечисленных факторов повлекло за собой сужение благоприятной среды для конкуренции.
Тем временем Кремль ведет активную внешнюю энергетическую политику, стараясь координировать свои действия с другими экспортерами энергоносителей. В результате происходит дальнейший раздел рынков, а Европа имеет все меньше источников для поставок. Самым осязаемым результатом этих усилий стал подписанный в 2006 году меморандум о взаимопонимании между "Газпромом" и алжирской компанией Sonatrach, согласно которому 69% природного газа, импортируемого Италией, оказываются во власти одного-единственного дистрибьютора. Это знаменует возникновение сомнительного феномена типа газового картеля.
Итальянских потребителей это соглашение встревожило, и даже председатель правления Eni Паоло Скарони предостерег в Брюсселе, что альянс между тремя или четырьмя главными экспортерами газа окажется могущественнее, чем Организация стран-экспортеров нефти (OPEC).
Затем, на исходе прошлого года, Eni подписала крупный контракт с "Газпромом", в результате чего стала его крупнейшим в мире клиентом. Затем, в июне, Скарони и премьер-министр Италии Романо Проди пригласили российских официальных лиц в Рим, чтобы объявить о подписании договоренности о проекте трубопровода "Южный поток". Тем самым они нанесли смертельную рану конкурирующему проекту трубопровода Nabucco, который был призван расширить диверсификацию поставщиков Европы. В пресс-релизе, распространенном тогда Eni, было заявлено, что проект "внесет значительный вклад в укрепление надежности поставок энергоносителей в Европейский союз".
Ловкий гамбит, осуществленный Россией в Италии, - это отнюдь не разовый случай манипуляций понятием "энергетическая безопасность". На энергетическую безопасность также регулярно ссылаются как на резон для преферентных взаимоотношений между Германией и Россией и планируемого ими строительства подводного трубопровода Nord Stream. По самым консервативным оценкам, Nord Stream обойдется втрое дороже, чем наземный трубопровод.
Ссылаясь на необходимость энергетической безопасности, отдельные европейские государства заключают с Россией двусторонние договоренности типа описанной выше. Тем самым вбивается клин между государствами-членами ЕС, сокращаются их возможности совместно торговаться в качестве потребителей и повышается политическое влияние Москвы.
Тех, кто в связи с этим попадает в сложное положение, - например, Эстонию и Польшу - часто обвиняют в том, что они затаили традиционные исторические обиды, не признавая, что их обеспокоенность законна. Существует также мощный элемент принуждения, характерный для умения России пропагандировать двусторонние соглашения, опережающие многосторонние договоренности.
Ситуацию еще более усугубляет тот факт, что стремление к энергетической безопасности во многих случаях вынудило Европу поступиться принципами правового государства в связи с дефицитом. Хотя Россия взяла на себя законные обязательства, подписав Энергетическую хартию, мало кто в Европе готов оказывать давление на Москву по этому вопросу.
Склонившись перед запугиванием, Европа по большей части игнорирует незаконные экспроприации и запугивание иностранных инвесторов в России, а также великодушно закрывает глаза на прекращение поставок бывшим союзным республикам, продиктованное политическими мотивами. Европе следует осознать, что истинная энергетическая безопасность достижима лишь путем безопасности, обеспеченной за счет конкуренции. Прежде чем подписывать договоры о незамедлительных поставках, государствам-членам ЕС следует задуматься о разработке более трезвой формулировки понятия "энергетическая безопасность", предполагающей три критерия: независимость от геополитических сил, независимость от господства на рынках, надежность. Все это гарантирует реакцию системы на чрезвычайные ситуации, даже если разгорается спор о ценах.
Возможно, вам кажется, что понятие "энергетическая безопасность" имеет позитивный смысл, но пока Европа не поймет его значение, этот термин приносит больше вреда, чем пользы.
Роберт Р. Амстердам - один из партнеров в юридической фирме Amsterdam and Peroff. Он является адвокатом, осуществляющим на международном уровне защиту Михаила Ходорковского