Познание Санкт-Петербурга позволяет лучше понять Россию и Путина, утверждает Владимир Федоровский. Интервью с французским писателем российского происхождения взял корреспондент Le Figaro Алексис Феерчак.
"Вы опубликовали "Словарь для влюбленных в Санкт-Петербург" (книга Dictionnaire amoureux de Saint-Pétersbourg вышла во Франции в конце октября 2016 года в издательстве Plon в серии Dictionnaire amoureux. - Прим. ред.). Почему возникла такая книга?" - спросил журналист.
"Когда я только начал писать книгу, я ужинал с одним бывшим американским послом. Тогда Барак Обама сравнил российскую угрозу с вирусом Эбола. Я сказал послу: "Обама не понимает психологию русского народа! Если вы издаете указ о санкциях в надежде повалить Путина, то вы добьетесь совсем не той реакции, на которую рассчитывали", - рассказал Федоровский.
"Вы пишете о том, что Санкт-Петербург - это "сердце российской цивилизации". Что вы под этим подразумеваете?" - поинтересовался интервьюер.
"Этот город полон легенд о выдающихся деятелях, которые написали историю российской цивилизации. Есть цари Санкт-Петербурга, в частности Петр Великий, этот инопланетянин, пожелавший прорубить окно из России в Европу. В XIX веке российская цивилизация достигла своего апогея благодаря деятелям культуры. Кого ни возьми, практически все были выходцами из Санкт-Петербурга: Достоевский, Чехов, Чайковский. Однако в начале XX века страна совершила самоубийство, явив доказательство того, что цивилизации тоже смертны. Крушение российской цивилизации во время большевистской революции оставило ужасный след на Санкт-Петербурге", - считает писатель.
"Россия всегда разделялась на западников и славянофилов. Каково место Санкт-Петербурга в этих дебатах о российской идентичности?" - спросил интервьюер.
"Санкт-Петербург является антитезой Москвы, которая больше развернута в сторону Азии, - ответил Федоровский. - Наша конфронтация с Россией - хотя и надуманная - дает новый импульс извечным спорам между западниками и славянофилами. Для Путина маршрут России пролегает по особому пути, и расхождение с Европой почти неизбежно. На мой взгляд, если мы двинемся в сторону исторического разрыва с Россией, это будет вредоносным для всего мира. В этом кризисе европейцы оказались не на высоте. Кто сумеет мне доказать, что подталкивание России к Азии в союз с Китаем будет выгодным для России и для Европы?"
На вопрос журналиста о том, позволяет ли город Санкт-Петербург лучше понять Владимира Путина, Владимир Федоровский ответил так: "Демонизация Путина представляет собой интеллектуальную глупость и политическую угрозу. Однако Санкт-Петербург дает нам возможность его разгадать. Путин является плодом своего детства в бедных кварталах города, который тогда назывался Ленинградом. Это дитя улиц, что-то вроде главаря или шпаны. Отсюда его желание ответить ударом на удар, по принципу "око за око". Тем не менее, связь между Путиным и Санкт-Петербургом также вызывает в памяти исторические отсылки к нетленным образам русских царей, в частности, к Александру III. Этот царь не очень в моем вкусе... но таков пример для подражания Путина. Он часто полагается на триаду: православие, самодержавие, народность. Когда он объясняет, что у России нет союзников, то это фраза Александра III: "У России только два верных союзника - ее армия и флот". Это меня смущает, поскольку я ярый сторонник восстановления отношений с Европой. Россия - это двуглавый орел".
"В какой степени Путин хочет реабилитировать Сталина?" - спросил журналист.
"Другой исторической отсылкой хозяина Кремля, очень популярной в России, является борьба против нацистов, священная для россиян, как и для меня. Блокада Ленинграда (1941-1944) является символом "Великой Отечественной войны". Теперь ее культ действительно демонстрирует тенденцию к восхвалению Сталина", - ответил собеседник издания.
"Какой вы видите современную Францию?" - поинтересовался журналист.
"При написании книги меня неотступно преследовало невольное сопоставление того, что сейчас происходит во Франции, и того, что я пережил в СССР, в частности, в конце советского режима, когда я жил в Санкт-Петербурге. Я безоговорочный франкофил, и подобное сравнение для меня болезненно. Но я обнаруживаю в диктатуре политкорректности, которая свирепствует во Франции, такое же стремление к самоубийству. Внутри советской системы существовали эксперты, которые разбирались в действительности, проявляли гибкость в частной жизни, однако не отклонялись в сторону от официальной точки зрения на публике, потому что иначе они оказались бы вне игры. Такая система создала условия для триумфа посредственности в СССР. Сейчас я обнаруживаю ее во Франции", - заявил Владимир Федоровский.