Несмотря на помпезный прием Трампа в Пекине, СМИ усматривают "тайное чувство превосходства" Китая. "Мы уже перешли от американского века к китайскому?" - анализирует La Repubblica. Китай относится к Трампу как к выскочке и считает "несдержанными" его высказывания в Twitter, пишет Die Welt. Le Figaro напоминает, что главным вопросом саммита будет КНДР.
"На первом настоящем саммите между Дональдом Трампом и Си Цзиньпином, который начался вчера, разыгрывается захватывающая игра по перестановке сил", - пишет спецкор La Repubblica в Пекине Федерико Рампини.
Упомянув "имперские декорации, выстроенные хозяином" для приема президента США, журналист отмечает, что на Западе распространяется нарратив, согласно которому в этой паре Си уже сильнее: он лидер, который полностью контролирует супердержаву, идущую в гору, и плетет новые сети глобальных союзов, тогда как Трамп ослаблен на родине и изолирован во многих частях мира. "Мы уже перешли от американского века к китайскому, и этот саммит узаконивает обгон?" - задается вопросом Рампини.
К сильным сторонам китайцев автор причисляет темп роста экономики, превышающий 6% в год, из чего "извлекается мягкая сила: уже в Давосе китайский президент выступил в роли защитника глобализации и открытого мира и противника протекционизма".
При этом США остаются первой мировой экономикой, а "военная сила США по-прежнему не имеет себе равных", пишет Рампини: "Китаю еще далеко до того, чтобы иметь сеть баз на четырех континентах или способность проецировать влияние на площадки отдаленных конфликтов".
Самая очевидная уязвимость США - в лидерстве: президент сейчас имеет рейтинг 36%. Постоянные скандалы и расследование "Россиягейт" уже делают из Трампа "хромую утку", говорится далее.
Но у Китая тоже есть "скрытые уязвимые места". Это госдолг, превышающий 300% ВВП, мутная банковская система с чрезмерным государственным вмешательством, большой торговый дисбаланс с остальным миром, перечисляет журналист.
"Трамп почуял, что китайская экономическая сверхдержава - это "бумажный тигр", поскольку она слишком зависит от экспорта и вынуждена преобразовывать свои огромные активы в американские гособлигации", - говорится в статье. Но Трампу "не хватает последовательного предложения, чтобы переписать правила". Американский президент не в состоянии создать коалицию "проигрывающих от глобализации", которая вынудила бы китайцев договориться о новом устройстве мировой торговли.
"В то время как Трамп помешан на строительстве стен, Си Цзиньпин занят наведением мостов", - считает обозреватель The New York Times Энтони Дж.Блинкен.
Си провозгласил Китай новым поборником свободной торговли и глобализации. Его инициатива "Один пояс - один путь" предполагает инвестирование 1 трлн долларов в налаживание связей между Азией и Европой посредством сети морских путей, автомобильных и железных дорог, а также мостов, говорится в статье.
Со своей стороны, "администрация Трампа принизила значимость ООН, вышла из торгового соглашения Транстихоокеанского партнерства, отказалась от приверженности Парижскому соглашению по климату, попыталась выйти из ядерного соглашения с Ираном, поставила под вопрос ключевые союзы Америки в Европе и Азии, умалила роль ВТО и международных торговых соглашений и постаралась закрыть дверь для иммигрантов", пишет автор.
"А что господин Си? Он перехватил лидерство в вопросах изменения климата, ввел систему разрешения споров ВТО и увеличил участие Китая во Всемирном банке и МВФ", - рассуждает обозреватель. Китай сейчас является одним из ведущих вкладчиков в бюджет ООН и миротворческие операции. Кроме того, Си уверенно занимается привлечением в Китай крупнейших мировых ученых и инноваторов.
"Я бы никогда не сделал ставку против США, - пишет Блинкен, - но, если обращение к национализму, протекционизму, обособленности и ксенофобии под руководством Трампа продолжится, то китайская модель может возобладать".
Си Цзиньпин устроил Дональду Трампу по-настоящему королевский прием. Однако, если вчитаться в то, что пишет верная линии партии пресса, становится очевидным, что на деле пекинское руководство невысокого мнения о президенте США, пишет Die Welt.
Как разъясняли пропагандисты КПК из Высшей партийной школы в преддверии недавнего партийного съезда, Си 44 года выстраивал политическую карьеру и только после этого добрался до самого верха партийной иерархии, а "главе американской бизнес-империи" для победы на выборах хватило "его состояния и понимания того, чего от него хочет услышать народ".
Но, когда в среду китайское руководство встречало Трампа в Пекине, "оно ни на минуту не дало понять, что относится к нынешнему президенту США как к выскочке и считает "несдержанными" его высказывая в Twitter", свидетельствует автор статьи.
Накануне визита подцензурные китайские СМИ писали лишь о позитивных ожиданиях от встречи лидеров.
Си, как ожидают эксперты, может пойти на определенные уступки. "Поскольку обе стороны нуждаются друг в друге, растут шансы, что Пекин пойдет навстречу в корейском вопросе. Одним из рычагов может стать новый этап сотрудничества с Южной Кореей, Японией и США. В ответ Си может ожидать, что США не станут мешать реализации его обещаний закончить до 2020 года первую фазу экономического подъема Китая", - говорится в статье.
По мнению Чжан Ляньгуя, эксперта по Северной Корее из Высшей партийной школы, как Пекин, так и Вашингтон осознают, что "нет другого пути, кроме диалога": санкции против Пхеньяна возымели некоторого действие, однако их ужесточение не приведет к отказу режима от ядерного оружия. Эксперт считает, что США намерены "обратиться к военным средствам", но неизвестно, посвятит ли Трамп в свои планы Си Цзиньпина и насколько тот сочтет их приемлемыми, передает автор.
В Пекине Трамп пытается вырвать у китайского лидера согласие на усиление взаимодействия по ядерному досье Северной Кореи, пишет корреспондент Le Figaro в Пекине Сирил Плюетт.
Хотя в Сеуле американский президент сказал, что Си Цзиньпин сыграл "очень действенную" роль в разрешении северокорейского кризиса, Трамп будет стараться подтолкнуть его к согласию на дополнительное ужесточение санкций. Как уточнил Белый дом, президент попросит своего собеседника разорвать финансовые отношения с Северной Кореей и может настаивать на том, чтобы Китай, главный союзник и экономическая опора Пхеньяна, ввел эмбарго на экспорт нефти в страну-парию, передает Плюетт.
В последние недели Трамп, весьма агрессивно настроенный к торговым делам Китая во время избирательной кампании, постарался расположить к себе "красного императора", высказав в его адрес множество лестных отзывов. Однако Китай "не изменит свою позицию и будет оказывать сопротивление крайним мерам, которые, по его мнению, сделают Северную Корею еще более экстремистской и непредсказуемой", считает Чжао Тонг, китайский специалист по ядерной политике.
Китай, уязвленный ядерными и ракетными испытаниями Ким Чен Ына, официально выступает за применение новых санкций ООН и возобновление диалога с Пхеньяном. Однако Трамп требует для диалога предварительного снижения ядерной угрозы, прекращения провокаций и начала процесса создания безъядерной зоны, пишет журналист.
Президент США также сделает попытку затронуть чувствительный вопрос об исправлении колоссального торгового дефицита США по отношению к Китаю. Пекин, несомненно, пойдет на какие-то уступки, но многие эксперты считают маловероятным, что меры будут действительно значимыми, говорится в статье.