Анна Политковская, убитая вчера в собственном доме, знала, что в путинской России опасно быть честным журналистом. Ведь с помощью лести и запугивания Путин постепенно восстановил в своей стране авторитаризм. Но 48-летняя Политковская, мать двоих детей, так и не сдалась. Делая репортажи о грязной войне Путина с чеченскими сепаратистами и о подавлении свободы в Москве, она оставалась если не бесстрашной, то несгибаемой.
Скорее всего, убийца Политковской не будет установлен. За последние шесть лет в результате заказных убийств погибли как минимум двенадцать журналистов, сообщает Комитет по защите журналистов, и ни одно из этих убийств не было раскрыто. Таким же образом был убит ряд правозащитников и демократически настроенных политиков.
Однако и без всякого расследования ясно, кто виноват в этих смертях: виновата атмосфера жестокости, установившаяся при Путине. Бывший офицер КГБ, он унаследовал несовершенную демократию и начал систематично уничтожать ее институты. Средства массовой информации, политические партии, органы местного самоуправления, частный бизнес - все они поочередно были подчинены. Важнейшим из качеств сделалась лояльность Путину, а любой оппонент считается врагом и подлежит разорению и тюремному заключению, если не хуже. В то же время уродливый национализм процветает, не ощущая противодействия.
Сейчас мы видим, что такой же подход применяется и во внешней политике. Независимая Грузия, расположенная к югу от России, по мнению Путина, не проявила достаточной лояльности - она хочет быть демократической страной и поддерживать нормальные связи с Западом. Поэтому царь начал отвратительную кампанию по запугиванию этой страны и сотен тысяч этнических грузин, живущих в России. Это опасный момент.
Со своей стороны, администрация Буша отвечает лишь тихими возражениями, которые до недавнего времени шли в одном ряду с абсурдными заявлениями, что Россия в целом движется в верном направлении. Франция и Германия, зависимые от поставок природного газа из России, заняли еще более трусливую позицию. На фоне этой аморальной расчетливости мужество небольших стран, таких как Грузия, и одиноких героев, таких как Анна Политковская, высвечивается еще ярче.
"Риск - это часть моей профессии, - сказала она в 2002 году, получив премию за смелость от Международного женского фонда СМИ. - Либо ты работаешь, понимая, на что идешь, либо ты бросаешь эту работу".
"А что касается меня, - сказала она четырьмя годами позже, - я еще не устала".