Легендарная четверка "породила слой инертных подростков-потребителей". Ученому больше импонируют моды и поборник возрождения народной культуры
Джону Леннону принадлежит спорное утверждение о том, что "Битлз" популярнее Иисуса Христа, а преданность их поклонников и фанатская истерия достигли таких масштабов, что название этой группы стало синонимом молодежной культуры свингующих 60-х. Однако историк из Университета Кембриджа возражает, что "Битлз" были не героями контркультуры, а капиталистами, которые цинично эксплуатировали молодежную культуру в собственных корыстных целях. "Для представления интересов британской молодежи они сделали не больше, чем "Спайс-Герлз" в 1990-х", - утверждает Дэвид Фаулер.
Многие обозреватели в шестидесятые полагали, что вся молодежная культура вертится вокруг "Битлз", - говорит Фаулер. Но одна только фантастическая популярность - по которой они, может быть, как сказал в 1966 году Джон Леннон, и превзошли Иисуса Христа - не делает их вожаками поколения.
Истинным первооткрывателем британской молодежной культуры XX века Фаулер называет мечтательного поборника возрождения сельского стиля и любителя народных танцев Рольфа Гардинера, отца дирижера сэра Джона Элиота Гардинера.
У Фаулера, учившегося в Манчестере в 1980-е - в те бурные времена, когда там гремел ночной клуб Hacienda, - сегодня выходит исследование под названием "Молодежная культура в современной Великобритании" ("Youth Culture in Modern Britain").
Большая часть того, что было написано о "Битлз", - например, что они были в первых рядах молодежного культурного движения, - по его мнению, не соответствует действительности. "Они были молодыми капиталистами, далекими от участия в становлении молодежной культуры, которые эксплуатировали ее, стимулируя лишь культ кумиров, бессмысленные вопли и слой инертных подростков-потребителей - не более".
Фаулер указывает, что "Битлз" участвовали в таких телешоу, как "Шоу Моркамба и Уайза" (1963 год): "Они на самом деле работали в сфере развлечений для всей семьи, а не на переднем крае молодежной культуры".
Помимо разоблачения представлений о "Битлз", которые он считает мифическими, Фаулер делает предметом своего рассмотрения движение модов, которое зародилось в пригородах Северного Лондона вроде Стэмфорд-Хилл и Стоук-Ньюингтон и за три года (с 1964 по 1967) распространилось по всей Великобритании, хотя северные моды будто бы носили более длинные волосы и были не похожи на южных, еженедельно появлявшихся в шоу "На старт, внимание, марш!" ("Ready Steady Go!").
Фаулер утверждает, что "субкультура модов была более значительным культурным феноменом, чем "Битлз", поскольку именно в данной среде образовалось первое мобильное в географическом отношении молодежное движение, объединившее тысячи молодых людей и девушек".
Такие группы, как "Битлз" и "Роллинг-Стоунз", по утверждению Фаулера, просто не были заинтересованы в том, чтобы становиться глашатаями молодежи.
И действительно, Мик Джаггер именно так и сказал в телеинтервью Уильяму Рис-Моггу. Их интересовали только продажи пластинок.
"Битлз" не породили никакой молодежной культуры, они породили лишь слой фанатов-подростков (главным образом девушек), который с завершением британских гастролей группы в 1965 году стал никому не нужен".
Значительное место в книге посвящено Гардинеру, который, как утверждает Фаулер, и был тогда истинным героем молодежной культуры.
В 1920-х, будучи студентом Кембриджа, Гардинер сформулировал принципы "культа молодости", в рамках которого молодые люди могли с большей свободой самовыражаться и ставить под сомнение суждения своих отцов.
Он был очарован набиравшей силу в Веймарской Германии Jugendkultur - с присущими ей путешествиями, сетью молодежных гостиниц и упражнениями в метании копья - и постарался наладить мосты дружбы с немецкой молодежью, отправившись с труппой юных исполнителей английских народных танцев в тур по крупным городам Германии.
В Кембридже Гардинер не гнушался плавать нагишом в реке Кэм и вставал по утрам в 6:30, чтобы сделать зарядку.
Этот интеллектуал и любитель Д.Г. Лоуренса пытался скрестить высокую культуру с сельской. Он вывозил своих танцоров далеко за пределы привычных им мест и ездил с ними по шахтерским селениям.
"Он возил этих крайне благовоспитанных студентов в местечки вроде Северного Скелтона, Северного Йоркшира и Дарема, впиваясь глазами в местные типажи. Он пытался создать молодежную культуру и молодежные сообщества, для которых не существовало бы классовых границ", - сказал Фаулер.
У Гардинера было много друзей, и на его великосветскую свадьбу в числе прочих были приглашены и горняки.
Впрочем, с течением лет репутация Гардинера несколько потускнела, поскольку некоторые утверждали, что он симпатизировал нацистам.
"Он пытался завязывать дружеские отношения. Он был идеалистом".
Но он не был эдаким чудаком в сандалиях, каким его также иногда пытаются представить, утверждает Фаулер: "Люди, подобные Рольфу Гардинеру, были истинными революционерами от культуры - поп-звездами еще до появления самого феномена поп-звезды".