Чудовищная бойня в российском городе Беслане должна принести очки западным правительствам и заставить их найти более продуктивный подход к конфликту в Чечне.
Во-первых, стратегия президента Путина по борьбе с терроризмом полностью провалилась. Чеченцы, которых он назначил руководить республикой, не сумели установить реальную власть, а нарушения прав человека российскими войсками в значительной мере подорвали позиции России в Чечне.
Однако признания этого факта не достаточно для понимания чеченского конфликта и тем более для улучшения ситуации. Мы должны также признать, что нельзя вести переговоры и идти на компромиссы с террористами, совершившими это зверство, с их командирами вроде Шамиля Басаева и их союзниками в мире международного исламского экстремизма.
Запад не должен поощрять политический процесс, который может снова привести этих экстремистов к власти в Чечне, как было в период фактической независимости 1996-1999 годов.
После вывода российских войск в 1996 году эти радикальные силы взбунтовались против демократически избранного правительства Аслана Масхадова и превратили Чечню в место похищений людей и убийств россиян, жителей Запада и собратьев-кавказцев.
В союзе с радикальными арабскими исламистами, связанными с "Аль-Каидой" они развернули кампанию по изгнанию России со всего Северного Кавказа и объединению его с Чечней в одну исламскую республику. Президенту Масхадову не удалось подавить эти группировки. Высокопоставленных российских представителей похищали и убивали, хотя они находились под его личной защитой. По западным данным, преступная исламистская группировка, возглавляемая полевым командиром Арби Бараевым и ответственная за похищение и обезглавливание четырех британских инженеров, находилась под покровительством вице-президента Ваги Арсанова.
Иными словами, выступая за политическое урегулирование в Чечне, мы должны ясно говорить о том, что считаем урегулирование не окончанием борьбы с чеченскими экстремистами, а ослаблением их поддержки со стороны чеченского населения, что сделает борьбу с ними более успешной.
Новая западная стратегия по Чечне должна включать в себя три основных компонента.
Первый должен быть направлен на Москву и отражать наш подход к Турции, Индии и другим странам, имеющим дело с аналогичными конфликтами с сепаратистами и террористами. Это означает безусловную поддержку территориальной целостности России и ее борьбы с террористами.
Однако это должно сочетаться с требованием, чтобы российское государство принимало более жесткие меры против злоупотреблений, совершаемых военными, допустило в Чечню международных наблюдателей, а российское правительство запустило в действие демократическую политическую инициативу, имеющую под собой более широкую базу. Она включает в себя проведение демократичных парламентских выборов в Чечне и предложение переговоров с Масхадовым и его сторонниками.
Во-вторых, Запад должен выработать подход к Масхадову и таким его представителям, как Ахмед Закаев, получивший политическое убежище в Британии. Им необходимо напомнить, что, когда они сформировали чеченское правительство в 1996-1999 годах, им не удалось создать в Чечне даже минимальные элементы государственности, защитить иностранных граждан и не позволить превратить Чечню в базу антизападных экстремистов. Вера в их способность быть правителями независимой Чечни равна нулю.
Следовательно, все мысли о независимости Чечни следует отложить, пока не создана прочная основа чеченской государственности. В обмен на западную поддержку чеченской демократии, амнистию и участие в политическом процессе в Чечне Масхадов и его сторонники должны согласиться на автономию Чечни в составе Российской Федерации в краткосрочной и среднесрочной перспективе и пообещать добиваться независимости в долгосрочной перспективе исключительно мирными и политическими методами.
Они должны не только порвать с террористами, но и бороться с ними бок о бок с российскими войсками. Если они этого не сделают, Запад должен относиться к ним как к сторонникам террористов.
Наконец, Запад должен подкрепить такое урегулирование обещанием серьезной помощи в восстановлении Чечни, от вознаграждения сторонников мира до отправки западных войск на помощь России в борьбе с террористами.
Конечно, можно возразить, что эти предложения нереалистичны, учитывая неспособность стран Запада выполнить даже собственные обязательства в освобожденном Афганистане. Но если западные правительства и общества не готовы оказать реальную помощь Чечне, чего стоит их морализаторство по поводу чеченской ситуации?