О чем думали террористы, когда снимали на пленку себя в окружении маленьких узников, набившихся в спортзал бесланской школы? Создается впечатление, что появились новая технология террора: записывать издевательства над заложниками на видео, демонстрируя их ужас в сокращенном варианте по телевидению, и во всей его полноте - в интернете.
С одной стороны, кажется абсурдным, что в ситуации острейшего напряжения осады бесланские террористы нашли время и отвлеклись на съемки. Поразительно уже то, что они додумались включить камеру в свой арсенал наряду со взрывчаткой, автоматами и проводами, которые они доставили в школу.
Невероятно, что они смогли сконцентрироваться на фильме, стоя под проводами, соединенными со взрывным устройством, занеся ногу над детонирующим механизмом, одновременно пытаясь заставить детей замолчать и контролируя их походы в туалет, передавая требования переговорщикам снаружи и прислушиваясь к каждому звуку через разбитые окна в ожидании сигнала к началу атаки российских спецслужб.
Но в каком-то чудовищном смысле их усилия были оправданны. Как раз когда Россия только оправлялась от двухдневного национального траура, а первый шок, вызванный трагедией в Беслане по всему миру, начал утихать, появилась видеозапись, позволяющая увидеть этот кошмар изнутри.
Самые драматичные кадры тут же обошли все страницы мировой прессы. Террористы в масках, одетые в черное, возвышаются над бледными силуэтами детей в светлом белье и с белой кожей. С потолка свисают бомбы, ружье направлено заложнику в голову.
Но самые страшные образы - это образы очень банальные, такие, например, как женщина, которая пересекает комнату, держа за руки двоих детей, а дети напряженно сморят вниз, переступая через чужие тела.
Для некоторых семей эта пленка, наверное, последняя возможность увидеть лица своих близких, если они этого захотят. Здесь они еще живы и озабочены теми мелкими решениями, которые у них остались в ситуации отсутствия выбора: например, как добраться до другого конца комнаты.
Бесланская видеозапись сейчас занимает первое место в числе предложений на сайтах, специализирующихся на ужасе, за ней по пятам следует длинная череда заложников Ирака, их мольбы о помощи и во многих случаях их убийство.
Но пленка из Беслана шокирует больше. Это не постановочные кадры, это не демонстрация боевых трофеев, а документация захвата, и поэтому ее цели менее ясны.
Цель иракских видеосъемок очевидна: оказать давление на правительство страны, подданными которой являются заложники. Заложников показывают живыми, в то время как террористы озвучивают свои требованиям. Когда заложников убивают, пленка одновременно доказывает факт смерти и подталкивает их соотечественников, пришедших в ужас, к критике в адрес правительства.
Но в Беслане все иначе. История видеозаписи неясна: то ли она использовалась в ходе переговоров, то ли, как было сказано вчера, ее нашли на теле убитого террориста. Вполне возможно, что террористы сочли такую запись полезной на переговорах. Трудно только понять, каким образом. Теоретически, образы полураздетых детей, сбившихся в кучу в спортзале, могли усилить давление на Москву со стороны жителей страны и мирового сообщества - но ведь это только в случае, если бы правительство само обнародовало эти кадры.
В реальности же трудно себе представить, как давление могло быть еще сильнее. Внимание всего мира было приковано к событиям в школе, и самый худший вариант развития событий было вполне возможно себе представить.
Правда, террористы могли иметь цель продемонстрировать Москве, что они в состоянии взорвать школу в любую секунду. Но в таком случае они рисковали обнаружить и слабые места в своей обороне.
Нет, наиболее вероятной представляется худшая интерпретация: у этой видеозаписи были более широкие цели - увеличить шок и горе простых людей и заставить их бояться.
На иракских видео запечатлены солдаты, специалисты и журналисты, другими словами, люди, которые более или менее осознавали опасность, когда отправлялись в Ирак. Это никак не уменьшает их страха и не умаляет горя, вызванного этими пленками у их семей и соотечественников.
Но на бесланской видеозаписи - обычные люди, оказавшиеся заложниками в первый день учебного года, в один из самых мирных моментов на жизненном пути.
Эта видеозапись говорит людям во всем мире, не только в Северной Осетии, что такое может произойти и с ними. Она вынуждает представлять картину образно, заставляет их бояться. Именно это, очевидно, было целью террористов.