Почему в Америке сейчас проживает тысяча подозреваемых в пытках и геноциде?
Многие жертвы современных зверств ищут убежища в Северной Америке или Европе - но точно так же поступают их гонители, пишет обозреватель The Foreign Policy Ник Донован. Кубинец Эухенио де Соса Чабау томился в тюрьме 21 год за несогласие с режимом Кастро. В тюрьме его пытал человек по прозвищу Эль Энфермеро - "медбрат". Наконец, Соса Чабау удалось бежать во Флориду и там, навещая свою тетю в доме престарелых, он с удивлением узрел Эль Энфермеро в форме настоящего медбрата.
"По оценкам властей США, ныне в стране проживает не менее тысячи человек, подозреваемых в военных преступлениях. Реальные цифры наверняка намного выше", - пишет автор. За последние четыре года британская иммиграционная служба приняла меры к 513 подозреваемым.
Рост числа военных преступников объясняется разными причинами - например, тем фактом, что технологии массового уничтожения упростились с тех пор, как в нацистском концлагере Белзек 150 эсэсовцев за 9 месяцев уничтожили полмиллиона евреев в газовых камерах. В современном мире убийцы исчисляются сотнями тысяч, говорится в статье, и мало кого из этих людей хотя бы отдают под суд. По оценкам ученых, с 1948 года лишь 823 подозреваемым были предъявлены обвинения судами с международным участием. Некоторых судили в их собственных странах, но большинство гуляет на свободе.
Даже страны, которые ратуют за наказание военных преступников, часто реагируют вяло. Например, виновника зверств в Дарфуре нельзя экстрадировать из Британии в Судан, поскольку суданское правительство спонсировало его преступления. Европейские суды не высылают подозреваемых в геноциде в Руанду, поскольку там их не будут судить по справедливости. Единственная альтернатива - суд на месте, но многие страны не хотят затевать запутанные и дорогостоящие разбирательства по делам военных преступников.
У Великобритании имеются всеобъемлющие законы, но она их не выполняет. "Напротив, у США есть масса лазеек в законодательстве, но преступников преследуют намного энергичнее", - пишет автор. Так, нарушителей прав человека судят за предоставление ложных сведений в заявлениях на предоставление визы и депортируют. Но бывшего премьер-министра Сомали, например, невозможно выслать на родину, поскольку там просто не работает судебная система. Автор рекомендует США принять закон о преступлениях против человечности и модернизировать законы о военных преступлениях.