В общественных дискуссиях суть проблемы редко остается настолько в стороне, как это случилось в немецких дебатах об американской системе противоракетной обороны. Политики второй по величине страны НАТО в течение двух месяцев совершенно серьезно обсуждают вопрос, может ли пара антиракет в Восточной Европе, направленных в сторону Ближнего Востока, нейтрализовать тысячи российских ядерных боеголовок.
О настоящей причине появления проекта - о вооружении Ирана - в Германии не прозвучало (почти) ни одного слова. Президент Путин может отметить этот успех парой бокалов крымского шампанского. Единственной речью, произнесенной на Мюнхенской конференции по безопасности, он внес в западный союз больше разлада и замешательства, чем когда-то все советские танковые дивизии. Вот так легко можно расколоть сегодня НАТО.
Для Америки речь идет о потенциальной угрозе
Безусловно, у Европы нет никаких оснований не учитывать интересы российской безопасности. Но то, что система ПРО - в том виде, в котором американцы ее планируют и строят - нейтрализует все еще огромный российский ядерный арсенал, это такой вздор, какой даже советская пропаганда постеснялась бы распространять. Система для защиты Соединенных Штатов от российских ракет, конечно, не ограничилась бы десятью ракетами-перехватчиками в Польше и одним радиолокатором в Чехии - это должна быть огромная система перехвата, прежде всего в космосе. Когда-то у Рональда Рейгана был подобный гигантский план "звездных войн"; но он уже стал историей, как и породившая его холодная война.
Нет, речь для американцев идет о потенциальной угрозе, исходящей от таких государств, как Иран и Северная Корея. Те пытаются создать баллистические ракеты, которыми в не слишком отдаленном времени смогут поражать цели на Западе. Взгляда, брошенного на географическую карту, достаточно, чтобы понять, что Европа в этом случае может оказаться под прицелом даже скорее, чем Соединенные Штаты. Уже сегодня окраины Европы находятся в досягаемости ракет, создаваемых иранцами; через несколько лет они смогут поражать весь наш континент и, возможно, перелетать через Атлантику.
Потрясти мировую политику сильнее, чем десять войн в Ираке
О том, что к подобным перспективам нельзя относиться легкомысленно, правительству Германии известно лучше, чем кому бы то ни было. Уже в течение нескольких лет оно вместе с ЕС пытается удержать иранское правительство от реализации непрозрачной атомной программы и создания на ее основе ядерного оружия. Только что Тегеран сообщил о своем очередном техническом достижении, которое с военной точки зрения имеет большое значение. Атомные бомбы и ракеты дальнего радиуса действия в руках революционного исламского режима - это потрясет мировую политику сильнее, чем десять войн в Ираке.
Сейчас можно спорить о том, насколько пришла пора для серьезных профилактических мероприятий. Американцы выступают за заблаговременную подготовку, что ввиду масштабов возможной угрозы вполне объяснимо. Против этого говорит то, что оценка технических возможностей иранцев основываются на неточных разведданных. Сегодня никто не может сказать, будет ли у них межконтинентальная ракета в 2015 или в 2020 году, или это будет позже.
Атака на Россию из Польши
Настолько далеко немецкие дебаты все же не зашли. Ведущие политики Германии представляют общественности ситуацию таким образом, как будто главной ее проблемой является стратегическое равновесие между Америкой и Россией. Тем не менее, председатель СДПГ Бек обнаружил опасность новой гонки вооружений - это атака на Россию из Польши.
Дебаты обнажили невежество нашего руководства
Плохо уже то, что сейчас в Германии каждая вторая внешнеполитическая тема используется для нагнетания антиамериканских настроений. Однако помимо прочего дебаты о системе ПРО обнажили выходящее за все мыслимые рамки невежество значительной части нашего руководства в отношении первой и основополагающей задачи государства - гарантировать физическую безопасность его граждан.
Если в соседнем регионе, у которого к тому же сложное отношение к Западу, ведутся работы над ракетами, которые могут достичь Европы, то немецкий гражданин должен полагать, что в политических дискуссиях будет обсуждаться потенциальная угроза для нашей территории, а не что-то иное.
Нужна ли Германии система противоракетной обороны?
Смущает то, что даже в ХДС/ХСС об этом говорят только политики второго ряда. Правительство попыталось выкрутиться, сославшись на НАТО. Однако перед общественностью так и не был поставлен главный вопрос: нужна ли Германии система ПРО - да или нет?
Через 18 лет после падения Берлинской стены немецкая политика все еще подходит к одной из самых горячих тем современной безопасности с концептуальным наследием конфликта Запада и Востока - будто никогда не было 11 сентября 2001 года, терактов в Джербе, Мадриде и Лондоне, войны в Афганистане и в Ираке. Отказ нашей элиты серьезно заняться проблемами нового века должен породить такую же озабоченность, как и вооружение ряда стран третьего мира.