Два проживающих в Лондоне противника Кремля отказались отвечать на ключевые вопросы, заданные российскими следователями, занимающимися отравлением со смертельным исходом бывшего агента безопасности Александра Литвиненко, сказал в опубликованном вчера интервью сотрудник российской прокуратуры.
Магнат Борис Березовский и представитель чеченских сепаратистов Ахмед Закаев ответили меньше чем на половину вопросов, которые им задали во время многочасовых допросов в конце прошлого месяца в Лондоне, сказал Андрей Майоров официальной "Российской газете". "Словом, они не ответили на самые ключевые вопросы", - сказал Майоров.
Его заявление прозвучало в рамках обмена обвинениями и инсинуациями в связи со смертью Литвиненко, противника Кремля и близкого знакомого Березовского. Литвиненко умер в лондонской больнице в ноябре после попадания в его организм радиоактивного вещества полоний-210.
Березовский повторил обвинения, произнесенные Литвиненко на смертном одре, когда тот обвинил в своем смертельном отравлении президента России Владимира Путина. Генпрокуратура РФ заявила, что вероятными виновниками убийства Литвиненко являются выходцы из России, проживающие за рубежом, а прокремлевские депутаты и контролируемые государством СМИ не раз высказывались, что за этим преступлением мог стоять Березовский.
Майоров не выдвигал никаких обвинений и говорил о Березовском и Закаеве как о свидетелях. Однако он сказал "Российской газете", что Березовский отказался отвечать на вопросы о своих финансовых и деловых взаимоотношениях с Литвиненко, добавив, что "Литвиненко, в особенности в последнее время, во многом зависел от Бориса Абрамовича".
Российская пресса публикует рассуждения в связи с гипотетическим спором по поводу денег между Березовским и Литвиненко, который мог привести к смерти последнего. Некоторые выдвигают предположение, что Березовский сократил денежные выплаты, которые, по его словам, он предоставлял Литвиненко.
Майоров сказал, что Березовский отказался говорить о том, на какие средства жил Литвиненко в последнее время, а также о "некоторых людях", с которыми, по данным российского следствия, незадолго до отравления встречался Литвиненко.
"Всю эту важную информацию, которая, без сомнения, помогла бы следствию, мы могли получить от Березовского и Закаева, которые называли себя лучшими друзьями погибшего. Но они ничего не сказали", - сказал Майоров.
Связаться с Закаевым для получения комментариев не удалось. Березовский сказал агентству Associated Press, что он ответил на подавляющее большинство вопросов.
"Представители России задали мне около 200 вопросов, и я отказался отвечать примерно на 20 из них, поскольку они касались моих частных деловых отношений и местонахождения российской журналистки Елены Трегубовой", - сказал Березовский. Трегубова написала в 2003 году книгу "Байки кремлевского диггера", в которой выступила с критикой Путина. После этого у дверей ее квартиры взорвалась небольшая бомба, но она не пострадала.
Майоров высказал предположение, что финансовые отношения между Литвиненко и Березовским могли привести к отравлению, сказав, что некоторые из версий по делу взаимосвязаны. "Именно поэтому Березовскому задавались вопросы о его финансовых отношениях с Литвиненко", - сказал он.
Один из богатейших российских магнатов, который сделал свое состояние в ходе теневых приватизационных сделок 1990-х, Березовский был влиятельной фигурой в Кремле, но в 2000 году поссорился с Путиным и уехал в Англию, чтобы избежать уголовного преследования в связи с политически мотивированными, как он говорит, обвинениями в финансовых нарушениях.
После допроса Березовский говорил, что ему задавали вопросы о финансовом статусе Литвиненко, и сообщил, что российские следователи пытались получить информацию о его собственных финансовых делах. Майоров сказал, что все вопросы, адресованные Березовскому (более 100), "касались исключительно гибели Литвиненко".
Майоров сказал, что допросы Березовского и Закаева проходили одновременно и что он присутствовал на допросе Закаева. Британские власти сообщили, что они вели допросы от имени российских следователей - это был тот же формат, что и в декабре, когда британские следователи приезжали в Москву для ведения следствия.
Среди тех, кого допросили британские представители, были Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун, двое россиян с прошлым в военных структурах и структурах безопасности, которые встречались с Литвиненко в Лондоне за день до того, как он почувствовал себя плохо. Британские власти не выдвинули никаких обвинений.