Джеймс Класпер рассказывает о новом жанре в кино, где зрители могут влиять на ход киносъемок, монтировать собственные версии... и даже появиться на экране в голливудском блокбастере
Примерно год назад киностудия New Line Cinema решила изменить название своего последнего блокбастера - с очаровательно-дурацкого "Змеи на самолете" на "Рейс 121 Pacific Air".
И тут произошло нечто поразительное. Любители кино заклеймили это решение на вебсайтах и в блогах, и New Line передумала: если зрителям нравятся "Змеи на самолете", ну и на здоровье!
Но на этом студия не остановилась. Уступив требованиям блоггеров, она ужесточила сцены насилия в фильме и добавила в текст Сэмюэла Л. Джексона безумную реплику: "Все, хватит с меня этих бл-их змей на этом бл-ом самолете!".
На взгляд приверженцев молодого жанра независимого кино - кинематографа с "открытым кодом" ("open source" cinema), разворот New Line на 180 градусов предвосхищает будущее кино. Зрители получат власть над тем, какие фильмы снимаются и в каком стиле.
Изначально выражение "open source" появилось в связи с решениями предоставлять свободный доступ к исходному коду ("source code") компьютерной программы, означающими, что всякий вправе копировать, редактировать и совершенствовать этот код. Позднее этот принцип стал применяться и в области культуры: сегодня существуют романы с открытым кодом, произведения живописи с открытым кодом и Wikipedia - энциклопедия с открытым кодом.
Открытый код в области кино - это предоставление доступа к киноматериалу для всех, кто хочет смонтировать его по-своему. Например, на сайте Stray Cinema, основанном в прошлом году Мишель Хьюз из Новой Зеландии, люди могут скачивать и монтировать материал из короткометражного фильма, который Хьюз сняла в Лондоне. Любой волен сделать новую версию ее фильма, включить в него альтернативные эпизоды и финалы.
О своем проекте Хьюз говорит, что это попытка привлечь начинающих кинематографистов, которых смущают расходы на съемку фильма. "Мы хотим передать бразды широким массам, - говорит она. - Наш проект исходит из того, что 10 голов иногда лучше, чем одна. Мы признаем, что другим людям удастся смонтировать наш фильм интереснее".
В интернете уже выложено несколько фильмов с открытым кодом, равных по длительности стандартной художественной картине, в том числе "Кактусы" (Cactuses) - драма о молодежной субкультуре в Южной Калифорнии и "Мальчик, который никогда не спал" - комедия о знакомствах через интернет. Оба сняты кинематографистами-любителями, сильно ограниченными в средствах, и это заметно. Однако благодаря растущей доступности цифровых видеокамер и программного обеспечения для обработки видеоизображения, все больше людей будет увлекаться этим и качество фильмов, по-видимому, улучшится.
Кроме того, в прошлом году был запущен проект с открытым кодом "Рой ангелов" (A Swarm of Angels). Предполагается, что он совершит в сфере финансирования и производства кино такой же переворот, какой Stray Cinema производит в сфере монтажа. Основатель проекта Мэтт Хэнсон надеется завлечь 50 тыс. микроинвесторов - "ангелов", которые должны внести в бюджет фильма по 25 долларов.
Взамен они получат право принимать ключевые решения, типа одобрения сценария и выбора натуры. Как только начнутся съемки, они смогут принимать участие в непосредственной работе. Затем Хэнсон выложит фильм в интернет с открытым доступом для любого, кто захочет скачать и перемонтировать его.
Однако главное влияние кинематограф с открытым кодом окажет, вероятно, на то, как мы смотрим кино. Вообразите себе, что вы можете скачать версию голливудского фильма и позабавиться с ней по своему усмотрению: вырезать лишние сцены, приделать другую развязку.
Юрист из Сан-Франциско Кристиан Эйнфелдт пророчит, что в конце концов зрители смогут это делать. Недавно Эйнфелдт создал Digital Tipping Point - проект производства фильмов с открытым кодом, призванный знакомить людей с этим жанром. Он полагает: вместо того, чтобы пассивно сидеть и смотреть свежий блокбастер, зрители в один прекрасный день предпочтут скачать версию с открытым кодом.
"Вследствие давления рынка студии будут выпускать картину в прокат, а позднее предоставлять к ней доступ как к бесплатному фильму с открытым кодом, который люди смогут перекраивать, обрезать, удлинять - в общем, затеять с ним интерактивную игру", - уверяет Эйнфелдт. Со временем, добавляет он, мы сами сможем появляться в фильмах подобно тому, как Форрест Гамп в одноименном фильме "пересекался" с историческими деятелями, например с Никсоном.
Однако в конечном итоге, надеются приверженцы кинематографа с открытым кодом, этот жанр заставит Голливуд дать зрителям власть над фильмами, которые они смотрят, - совсем как поступили продюсеры "Змей на самолете". Впрочем, как на своем опыте обнаружила New Line, кинопроизводство по принципу "Выбери себе приключение" не гарантирует кассового успеха: в прокате "Змеи на самолете" провалились.