Призрак бродит по Дохе, призрак газового картеля по принципу ОПЕК. В столице Катара 14 стран-экспортеров газа дискутируют о том, как сделать сотрудничество более тесным - среди них Иран, Венесуэла и Россия. Страны Запада в этом форуме не участвуют
Еще несколько десятилетий назад Запад был вынужден смириться с ОПЕК, которая с момента своего основания в 1960 году играет ведущую роль на мировых рынках. В Дохе, столице эмирата Катар, воротилы газовой индустрии дискутируют о создании газового картеля, который в просторечье именуется "газовой ОПЕК".
В Форум стран-экспортеров газа, основанный в 2001 году, входят 14 ведущих производителей газа, среди них такие тяжеловесы, как Россия, Иран, Катар и Алжир. На их долю приходится 41,5% от объема мировой газодобычи, и они владеют 73% известных запасов этого энергоносителя. Для сравнения: ОПЕК контролирует 43% от объема мировой нефтедобычи. На Форуме не были представлены такие западные государства, как Канада, Норвегия, Нидерланды и Австралия, объем газодобычи которых составляет 35% от мировой.
Газ как средство политического давления
Идея, к реализации которой стремится в первую очередь Иран, звучит с точки зрения стран-производителей просто фантастично. Газовый картель диктовал бы цены на газ потребителям, то есть покупателям из США, Европы и Азии. А поскольку спрос на газ в ближайшие десятилетия резко вырастет, перед странами-экспортерами вырастает невиданная возможность оказывать на своих покупателей, в том числе, и политическое давление. В этой связи не приходится ждать от таких стран, как Иран, Венесуэла, Алжир и Россия, чего-то хорошего. Россия уже продемонстрировала свое мастерство в закручивании газового вентиля в целях оказания политического давления. Государственный концерн "Газпром" вступил в конфликт практически со всеми соседними государствами, после того как повысил цены на газ в два, а то и в пять раз. Украина вообще столкнулась с прекращением поставок из России, что ощутили на себе и потребители в Европе.
Основать газовый картель будет проблематично
Насколько привлекательна идея газовой ОПЕК для экспортеров, настолько ужасна она для потребителей. Однако даже разработчики этой идеи не верят в ее скорейшее воплощение в реальность. Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко, который совместно с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером представляет в Дохе Россию, исключил накануне встречи вероятность подписания на ней документа об основании газового картеля. Его шеф, президент Владимир Путин, назвал недавно газовую ОПЕК "интересным вариантом". "Нужна ли она нам, будем ли мы ее организовывать, - другой вопрос. Но мы, производители газа, должны в будущем лучше координировать наши действия".
На долю России приходится около 21% объема мировой нефтедобычи, кроме того, она располагает самыми крупными запасами газа. А поскольку Путин хочет сделать из России "энергетическую супердержаву", то идея создания газовой ОПЕК нашла поддержку в Кремле. Россия уже работает над региональными слияниями. Так, "Газпром" и алжирский Sonatrach уже работают над совместными проектами.
Нефтяной рынок значительно отличается от газового, что делает образование газового картеля весьма проблематичным:
1. Газ менее значим как продукт экспорта, чем нефть. Лишь 26% добываемых объемов идет на экспорт. Что касается нефти, то здесь экспортируется около 60% сырья. Таким образом, газовая ОПЕК будет заниматься таким энергоносителем, который используется преимущественно на внутренних рынках производителя.
2. Договоры на поставку газа заключаются, как правило, сроком на несколько лет. Так, "Газпром" заключил контракты с такой компанией, как Eon Ruhrgas, до 2035 года. "Газпром" и впредь будет стремиться к заключению именно таких долгосрочных договоров, что противоречит идее картеля.
3. Цена на газ до настоящего момента была связана с ценой на нефть. Этот принцип ценообразования - в случае образования газовой ОПЕК - больше не будет действовать.
Возможен картель для сжиженного газа
Эксперты рассчитывают на то, что возможно образование картеля для сжиженного газа (LNG). По этой технологии газ охлаждается при температуре минус 160 градусов Цельсия, сжижается - в результате чего остается одна шестисотая часть от его изначального объема - и отправляется на танкерах к месту назначения. В этом случае, экспорт больше не будет зависеть от газопровода. И газ превратится в глобальный продукт.
В 2005 году доля LNG на мировом рынке составляла 6,9%. Согласно прогнозам, подготовленным Международным энергетическим агентством (МЭА), производственные мощности сжиженного газа вырастут с 246 млрд кубометров 2005 года до 476 кубометров к 2010 году. К 2020, считают эксперты аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, доля сжиженного газа на мировых рынках вырастет до 38%.
По сообщениям МЭА, мировая газовая отрасль до 2010 года инвестирует в расширение мощностей по производству LNG около 100 млрд евро. При этом речь идет о заводах по сжижению газа, погрузочных терминалах и танкерах. В Германии также разрабатывается проект по строительству порта для транспортировки LNG в Вильгельмсхафене. Россия, номер один на глобальном газовом рынке, отстает в разработке технологий по производству сжиженного газа. Лишь на острове Сахалин в Тихом океане существует подобный завод, который ежегодно производит около 13,5 млрд кубометром сжиженного газа. Что касается LNG, то цены на него могут формироваться непосредственно на рынке кассовых сделок - а не в результате заключения долгосрочных договоров. Это дало бы картелю возможность для самостоятельного формирования цен.
Производители газа пугают ЕС
Тот факт, что Россия - главный поставщик энергоресурсов для Европы - грозит созданием картеля, следует рассматривать и как реакцию на заявления антимонопольных ведомств ЕС, которые выражают сомнения относительно долгосрочных договоров между производителями и потребителями и настаивают на конкуренции. Если долгосрочные договоры и механизмы формирования цен на нефть будут отменены, то газовый рынок неизбежно столкнется с повышенной изменчивостью ценообразования - с роковыми колебаниями как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Картель, теоретически, мог бы обеспечить более стабильное формирование цен. Такие доводы, по крайней мере, приводят его сторонники.
С экономической необходимостью формирования газового картеля не согласен Владимир Милов, президент московского Института энергетической политики. "Это чисто политическая идея. Ее задача состоит в том, чтобы напугать страны Запада". Это Форуму 14-государств вполне удалось. ЕС, по меньшей мере, не рад планам на будущее некоторых экспортеров газа. По словам еврокомиссара по вопросам энергетики Андриса Пибалгса, "картель препятствует здоровому развитию энергетического рынка".