Не превратилась ли террористическая угроза в излюбленное предвыборное "оружие" Джорджа Буша? Что бы ни случилось до 2 ноября, президент явно будет в выигрышном положении. Новые теракты в США покажут, что противник силен, и что главнокомандующий должен остаться на своем посту. Если же все будет спокойно, это будет означать, что борьба принесла свои плоды: за Буша проголосуют как за победителя.
Постоянные разговоры об угрозе, о заговорах, раскрытых в последнюю минуту? Трудно придумать лучшее средство, делающее страх главной темой политической повестки дня и позволяющее избегать менее удобных сюжетов - проблемы занятости, ситуации в системе образования и здравоохранения. Как бы хотелось Керри перенести дебаты в эту сферу вместо того, чтобы напоминать о своей позиции по поводу Ирака!
Каждый новый сигнал тревоги, доносящийся из Вашингтона, вызывает подозрения в том, что обществом манипулируют. Впрочем, сами по себе подобные публичные заявления вполне законны. Они действительно могут показать врагу, что его план раскрыт, и заставить его отказаться от своих намерений. А еще они свидетельствуют о свойственной американской демократии традицию открытости, которую под нашими широтами слишком часто не ценят.
Тем не менее европейские руководители начинают публично выражать сомнения в правомерности методов, которые они считают слишком грубыми. Именно так расценили они "оранжевую" тревогу, объявленную десять дней назад министром внутренней безопасности Томом Риджем, и прозвучавшее в минувшие выходные заявление о возможных терактах с использованием гражданских вертолетов.
Когда администрация Буша разоблачает заговоры и планы четырехлетней давности, возникает ощущение, что она занимается чистой пропагандой, которая отвлекает общество от корней проблемы и еще больше разжигает ту ненависть, с которой она, по ее словам, ведет борьбу.
Подобные действия подрывают доверие к американской - и мировой - войне против "Аль-Каиды" точно так же, как ложь по поводу оружия массового поражения подорвала доверие к крестовому походу против саддамовского Ирака. Увы, эта администрация слишком убедительно доказала, насколько она цинична, и трудно представить, что она откажется от "инструментализации" терроризма с единственной целью - удержаться у власти. Но и из сомнений она извлекает выгоду. Ибо кто станет в тяжелой борьбе, перед лицом реальных угроз, доказывать, что кто-то говорил неправду и должен быть за это осужден?