Перед выходными администрация президента на своем сайте впервые опубликовала список предприятий, частичное или полное государственное владение которыми, по мнению Кремля, отвечает стратегическим национальным интересам. Содержащий 514 предприятий, которые полностью, и 549, которые частично находятся в государственной собственности, этот список опять получился очень длинным, однако все же значительно более прореженным. Ведь до сих пор стратегически важными считались свыше 3000 предприятий.
Вооружение, сырье и обеспечение
Полное государственное владение власти оправдывают тем, что продукция этих предприятий "имеет стратегическое значение для национальной обороны, безопасности или для защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации".
Что касается частично контролируемых предприятий, то о них говорят, что участие государства в управлении этими предприятиями настоятельно необходимо в вышеуказанных же интересах. При этом остается неясным, почему, например, одна авиакомпания или один аэропорт или порт полностью должен находится в государственной собственности, для другого достаточно владеть контрольным пакетом, а третий без проблем уже был приватизирован.
Это вызывает подозрение, что список основан не на четкой концепции понимания того, что должно быть, а на разнородных, связанных с существующим положением дел интересах чиновников.
Опубликованный перечень содержит известные фирмы оборонного комплекса, например, "Рособоронэкспорт" и "МИГ". Сейчас вряд ли удивляет, что государственный контроль над "Газпромом", а также над до сих пор находящимися в государственной собственности компаниями нефтяной отрасли, объявляется стратегически важным.
Уход из телекоммуникационного и банковского сектора
Не попали в список находящиеся еще в государственном владении телекоммуникационные компании и государственные банки (кроме Внешторгбанка). Лесное хозяйство национальные стратегические интересы тоже обошли стороной. Бросается в глаза, что в стратегическом списке присутствует владение 51,2% акций авиакомпании "Аэрофлот", несмотря на то, что лишь недавно правительство сообщило о планах полной приватизации компании в следующем году.
Как сообщили в Кремле, попадание в список не делает приватизацию совершенно невозможной, однако для нее необходим специальный указ президента.
Наряду с бесчисленными НИИ перечень содержит удивительно много машиностроительных предприятий и конструкторских бюро, а также организации, оставшиеся от советского прошлого. Правда, непонятным остается, например, стратегический интерес к московской фабрике смазочных масел, механическому заводу имени Карла Либкнехта или тамбовскому заводу "Революционный труд".
Разница в аэропортах
Ответ на вопрос, почему в России приватизация для рядовых граждан зачастую является благодатью, пусть даже обстоятельства, при которых она происходила, не всегда кристально чисты, знает каждый, кто знаком с поистине невероятной разницей в отношении к клиентам и в эффективности между двумя крупнейшими московскими аэропортами.
В "стратегическом" Шереметьеве прибывающим регулярно приходится часами ждать на душных лестницах у закрытых окошек паспортного контроля, в то время как пограничники стоят в углу, разговаривая и куря. На недовольство разгневанных российских граждан сотрудники однажды отреагировали, велев милиции увести одного из возмутителей спокойствия.
В устаревшем государственном аэропорту гражданам приходится до сих пор служить власти, а не наоборот. Не хватает информации, мест для подъезда и четкой ответственности. Кроме того, как и на большинстве государственных предприятий, не хватает денег на необходимые инвестиции и, главное, нет заинтересованного в успехе менеджмента. Его, похоже, даже не особенно беспокоит то, что все больше авиакомпаний уходят в другой, полностью частный аэропорт "Домодедово". Светлый, привлекательный, он больше может не бояться конкуренции своих европейских коллег.
Пример двух крупнейших московских аэропортов показывает: в законных интересах российских и иностранных граждан можно лишь надеяться, что заинтересованность в получении доходов от приватизации в будущем еще больше сократит список государственных предприятий стратегического значения и приведет к новым рыночным прорывам в России.