То, что такая мусульманская страна, как Тунис, стала Меккой эстетической хирургии, вызовет гнев мусульманских богословов и правоведов мечети Зитуна, которая является одним из самых древних зданий в Медине Туниса. Но разрешены или запрещены, дела есть дела, бизнес есть бизнес.
В последние два года туризм красоты превратился в одну из статей доходов этой североафриканской страны. По меньшей мере 80 частных клиник, располагающих пляжами и курортными зонами, работают в полном режиме между населенными пунктами Сиди Бу-Саид и Джерба, на средиземноморском побережье, пропитанном ароматом олеандров. Пластические операции стоят на 30-50% дешевле, чем в Италии. В пакет услуг включено все: недорогой перелет и пребывание в шикарной клинике. В интернете туроператоры, специализирующиеся на пребывании типа "поезжай в отпуск и возвращайся с новым телом", размножаются как вирус.
Вначале клиентами были французы, вчерашние колонизаторы, которые в ходе глобальной революции в конечном счете вынуждены брать уроки по экономике у эмансипированных бывших колоний. Газета Nouvel Observateur рассказывает, что это начинает превращаться в национальную проблему в Париже, где Arches, ассоциация успехов и неудач французской пластической хирургии, готовит баррикады.
"Эта система глумится над всеми правилами профессиональной этики", - с возмущением заявляют лидеры профсоюзов пластических хирургов. Но французы, как кажется, не обращают на это внимания, и пионеры этого сектора, как, например, Estetika tour, внесли в списки ожидания до 500 человек. Эта эпидемия перекинулась и на Италию. Перелет из Рима в Тунис не превышает 50 минут, и несмотря на нелюбовь к чартерным рейсам, перспектива получить нос а-ля Анжелина Джоли всего за 2500 евро, с проживанием в 5-звездочном отеле, остается весьма привлекательным предложением для тех, кто верит в эстетическое возрождение тела.
Дорога в Мекку красоты проходит через интернет. Именно здесь агентства пропагандируют решения для менее тугих кошельков. Общая липосакция доходит до 2500 евро, 3500 евро за полный лифтинг, меньше чем за 2000 евро врачи гарантируют восстановление волосяного покрова. Такого не предлагают даже в специализированном центре Феррары, который посещал Сильвио Берлускони. Живот, губы, веки, скулы, лоб, ягодицы. Если прочитать перечень предлагаемых услуг, то можно почувствовать аппетит Синди Джэксон, живой Барби, сделавшей 38 пластических операций, благодаря чему она два года назад вошла в книгу рекордов Гиннеса.
О том, каким будет результат, можно судить по фото, опубликованным в интернете: снимки, сделанные до и после лечения. Большая часть тунисских хирургов учились во Франции или в Соединенных Штатах, и, как кажется, до сих пор ни один пациент не был недоволен своим новым внешним видом. Кто-то жаловался на слишком высокую грудь или на то, что одно бедро не похоже на другое, но эти пациенты всегда верят в объяснения о "естественной асимметрии тела".
Конечно, рано или поздно, тунисские феминистки, как Сихем Бенседрин, начнут выступать с заявлениями, что эмансипация женщин - это не пара сосков на обложке журнала. Что ж, это, по мнению бизнесменов, дело феминисток и романистов. Кто знает, быть может, Средиземноморские клубы красоты подскажут местным писателям острые сюжеты. Незабываемая сцена из фильма по роману "Бойцовский клуб", в которой Эдвард Нортон и Брэд Питт проникают в клинику пластической хирургии, чтобы выкрасть жир, откаченный с бедер богатых дам, и перепродать им же в форме дорогого мыла, чаще всего упоминается на тунисских форумах The Fight Club fanlisting.