В четверг западные СМИ продолжают следить за ситуацией на Ближнем Востоке, где идет 30-й день войны. СМИ отмечают, что трудности возникли даже у казавшейся безупречной Кондолизы Райс. Кроме того, стали известны подробности того, как Израиль ведет психологическую войну в Ливане.
Газета Frankfurter Allgemeine пишет о "непонятной позиции" России. После отклонения российским послом при ООН американо-французского проекта резолюции Организации Объединенных Наций по Ливану из Москвы послышались более миролюбивые речи: проект - это "шаг вперед", сказал заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов. Тем не менее не следует ожидать изменений в российской позиции, ведь, по сути, Денисов лишь повторил аргумент посла, который сказал, что "невзвешенное решение" Совета Безопасности может привести к дальнейшей эскалации в Ливане. "Невзвешенным" в российском понимании является то, что проект по большей части произраильский и не слишком считается с ливанскими интересами.
Тем самым российские власти подтвердили верность своей линии в ближневосточных конфликтах: обеспечение международного резонанса арабским позициям, даже если Россия с ними не всегда согласна. При этом Москва постоянно подчеркивает, как и в споре об иранской атомной программе, что в принципе она согласна с Западной Европой и США. Так, министр иностранных дел Лавров неоднократно давал понять, что Россия разделяет требование об освобождении израильских заложников. Однако на деле Кремль часто занимает позиции, которые противоречат западным, пишет газета.
Сегодняшняя российская ближневосточная политика не является повторением прежней советской политики. Москва скорее пробует себя в роли посредника, который, в числе прочего, заинтересован и в хороших контактах с Израилем. Тем не менее после сближения, наметившегося в ходе визита Путина в Израиль весной прошлого года, сейчас между Иерусалимом и Москвой дело снова дошло до размолвок: звучат израильские обвинения в том, что атаки на его армию в Ливане осуществляются при помощи оружия российского происхождения, попавшего в руки бойцов "Хизбаллах" через Сирию. И действительно, на Ближнем Востоке есть серьезные покупатели российской военной продукции, что - наряду с интересами нефтяных и газовых концернов - может являться причиной присутствия России в регионе, но одновременно и основанием для снижения доверия к ее роли самопровозглашенного посредника.
Ввиду "непонятной позиции" России по многим проблемам возникает вопрос, действительно ли Москва хочет способствовать разрешению конфликтов на Ближнем Востоке или для нее важнее осложнить жизнь США. Конечно, Россия, как и Запад, мало заинтересована в дестабилизации региона. Возможно, этим объясняется то, что Кремль ведет себя гораздо более сдержанно, чем ожидают от него в арабском мире, отмечает издание.
Итальянская La Stampa пишет о тексте резолюции ООН по ситуации в Ливане. Этот документ разделил Францию и США: разногласия связаны со сроками и способами размещения международного контингента.
Постоянный представитель Великобритании в ООН Эмир Джонс-Пэрри заявил о наличии "ряда разногласий по тексту", в то время как его французский коллега Жан-Марк де ля Саблиер и американский коллега Джон Болтон стараются избегать подобных выражений с явным желанием не выпячивать противоречия, чтобы избежать повторения полемики, возникшей в 2003 году по Ираку. Но никакие ухищрения не способны скрыть разногласий между двумя авторами обсуждаемого проекта резолюции. Чтобы убедиться в этом, остаточно сравнить слова, произнесенные французским президентом Жаком Шираком в Тулоне: в ближайшие часы "Париж может самостоятельно представить свой текст резолюции" - с тем, что сказал Тони Сноу, пресс-секретарь Белого дома: "Невозможно спрогнозировать в данный момент, когда пройдет голосование в СБ ООН".
The New York Times в статье "Ближневосточные трудности Райс начинаются дома" пишет о том, что в последние четыре недели, в то время как Райс бьется над ближневосточным кризисом, оказалось, что она пытается быть не только миротворцем за границей, но и посредником между соперничающими сторонами у себя дома. Противодействие Вашингтона прекращению огня и его твердая поддержка Израиля осложнили Райс контакты с другими странами, включая некоторых союзников США, в поиске формулы, которая остановит насилие и обеспечит длительное прекращение огня.
Несколько чиновников Госдепартамента в частном порядке возражают против акцента, который администрация делает на Израиль, и отмечают, что Вашингтон не говорит с Сирией в попытке урегулировать кризис. Дамаск давно оказывает поддержку "Хизбаллах", и предыдущие конфликты между этой организацией и Израилем были урегулированы путем челночной дипломатии с Сирией, пишет газета.
Две недели назад Райс дала Стивену Сечу, поверенному в делах посольства США в Дамаске, указание подступиться к сирийскому министру иностранных дел Валиду аль Муаллему в Дамаске. Они встретились, но Муаллем "не продемонстрировал никаких признаков, что переговоры будут хотя бы умеренно конструктивными", заявил высокопоставленный источник в администрации, и с тех пор никаких попыток не предпринималось.
Тщательно проработанные Райс темы для разговора порой рушатся. Ее замечание, что израильско-ливанская война является "родовыми муками нового Ближнего Востока" - в момент, когда телеканалы показывали трупы ливанских детей, - породили насмешливые и даже расистские карикатуры. Палестинская газета "Аль Куд" изобразила Райс, которая беременна вооруженной обезьяной, с подписью: "Райс говорит о рождении нового Ближнего Востока".
Перед отъездом на Ближний Восток она, с оттенком обреченности, сказала знакомому, что каждому госсекретарю рано или поздно приходится посредничать в конфликте в этом регионе. "Похоже, пришла моя очередь".
В другой статье La Stampa пишет о звонке с номера 0000, который корреспондент газеты получил, находясь в Бейруте. Эти звонки осуществляет ЦАХАЛ, пишет газета.
Беседа продолжается несколько минут, в определенный момент становится почти дружеской и заканчивается словом "созвонимся". Для звонившего этот веселый разговор был отклонением от обычного отеческого предупреждения: "Насралла всех вас приведет к краю пропасти".
Психологическая война между Израилем и Ливаном обретает и такую форму. Это односторонняя деятельность, поскольку на другой стороне фронта нет средств для оказания влияния на общественное мнение Израиля. Пропаганда обрела масштабы крупного мероприятия: SMS, листовки, включения в теле- и радиопрограммы, вечерние звонки в частные жилища.
Между тем пару дней назад поток SMS, которые направлялись через две национальные сети Alfa и Mtc Touch, замедлился. Сначала оскорбительные послания "Насралла - собака" приходили каждый день, так же как и листовки, на которых лидер "Хизбаллах" изображался с телом змеи и горящими глазами.
Вероятнее всего, психологическая война теперь активизируется на радио и телевидении: включения в программы происходят все чаще, а национальные сети стали использовать электронные средства защиты. "Начиная со второй недели войны Израиль постоянно предпринимает попытки включиться в наши программы, - говорит Надим Аладдин, директор "Голоса народа", коммунистической радиостанции, полностью поддерживающий позиции "Хизбаллах". - Врезки начались с того момента, как у наших берегов появились их военные корабли. Однако, постоянно меняя частоту, нам удается выходить в эфир с определенной регулярностью".
Ибрагим Ферхат рассказывает об аналогичных атаках на передачи Al Manar, телеканала "Партии Бога". "Израиль несколько лет назад установил специальную аппаратуру в Джабаль-аль-Шек, неподалеку от знаменитых Ферм Шебаа, - говорит он, - и в прошлые годы она уже применялась. Теперь это делается более активно, но, если не считать нескольких вмешательств в новостные программы несколько недель назад, нам удается противодействовать этим пиратским методам. Мы обратились в ООН и в Национальный совет по информации, однако никто не реагирует".