Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
10 августа 2009 г.

Вив Гроскоп | The Guardian

Захват заложников в Беслане спустя пять лет

Сразу после теракта они были слишком малы или слишком пострадали, чтобы рассказать о пережитом, пишет The Guardian о детях из бесланской школы номер 1, у которых теперь взяла интервью корреспондент Вив Гроскоп.

15-летняя Фатима Дзгоева получила самые тяжелые травмы по сравнению с другими уцелевшими детьми-заложниками, рассказывает журналистка. У нее частично парализована левая сторона тела. Девочка едва может ходить самостоятельно. Но в то же самое время история Фатимы - это история большой удачи, ведь ее дважды признавали умершей, она дважды находилась в коме, перенесла бесчисленные операции. Большая часть ее черепа заменена титановыми пластинками. "Потрогайте мою дорогостоящую голову", - шутит она. Но после длительного лечения и психотерапии в Германии она снова учится радоваться жизни и быть обычным подростком. Заботу о Фатиме взяла на себя ее 41-летняя тетя Лана Хаткарова: она возит ее лечиться в Москву и в Германию, а в Беслане часто даже ночует в ее комнате.

В Германии Ланат и Фатима обычно живут в больнице или у сердобольных знакомых: большую часть расходов покрывают спонсоры или российское государство, но с деньгами все равно туго. В голову Фатимы попал осколок: прошел сквозь лоб и застрял в затылке, частично раздробив череп. После операций она смогла ходить и говорить, но затем заболела менингитом, который и вызвал большую часть ее нынешних проблем, в том числе нарушения речи. Младшая сестра Фатимы, 8-летняя Залина, погибла. Лана говорит, что ни один врач не соглашается прогнозировать, что будет с Фатимой дальше: она все равно опровергает все прогнозы. Иногда Фатима ведет себя как пятилетний ребенок, а иногда - как обычный подросток.

О теракте Фатима рассказывает относительно непринужденно и не без черного юмора: "Помню, как взрослые брали у меня туфли. Я пошла в школу в новеньких туфлях. Туфли у меня взяли, чтобы из них пить, - они воняли меньше, чем у других". Некоторые взрослые выжимали одежду, чтобы пить пот. Все это теперь вызывает у Фатимы смех. "Она кривится только тогда, когда мы с Ланой начинаем обсуждать, что в это время делали власти. "Почему они нас не спасли?" - сердито повторяет Фатима несколько раз.

Через несколько месяцев Фатиме вновь придется ехать лечиться в Германию: врачи опасаются, что гормональные изменения создадут новые проблемы для ее организма. Лана сетует, что получение государственного пособия на лечение отнимает очень много времени: "Государство помогает, но за деньги надо бороться и много чего претерпевать".

Спустя пять лет трагедия выглядит бессмысленной, отмечает автор, "никто до сих пор не знает, зачем была захвачена школа". По распространенному мнению, Шамиль Басаев выдвинул некие требования.

Лана и Фатима концентрируются на практических задачах: вопреки прогнозам врачей, Фатима в силах чистить зубы и умываться без посторонней помощи, пытается снова научиться писать, отмечает автор. По ее мнению, все это было бы невозможно, если бы Лана не отдавала Фатиме самоотверженно все свое время и силы.

"Теперь я знаю, чего стоит жизнь. Я знаю, что значит быть свободной. Это возможность дышать свежим воздухом, дружить с хорошими друзьями", - говорит 17-летняя Белла Губиева, которая оказалась среди заложников вместе с 10-летним братом Владимиром. Он тоже уцелел. "К счастью, мы были около окна - надеялись, там будет не так жарко. Как только появился шанс сбежать, мы им воспользовались. Выпрыгивая из окна, я увидела, что мне навстречу летит белая вспышка света, и подумала: "Все, я умерла", - рассказывает она.

"Я не помню, что чувствовал: хотелось есть, хотелось пить, было жарко. Было так жарко и душно, хотелось только, чтобы лицо обвевал ветер и чтобы можно было напиться воды", - сказал 15-летний Аниран Урусов. По его словам, после случившегося в городе стало скучно - не счесть друзей, которых он потерял. Учиться ему не хочется, он мечтает уехать в Америку, поработать в какой-нибудь компании, потом создать свою и стать миллиардером.

14-летний Давид Церехов помнит лишь, как лопались воздушные шары, - в действительности это были выстрелы. "Я знаю только, что это сломало мне жизнь. Каким образом, точно не могу сказать", - отмечает он.

"Я по жизни оптимистка, и только поэтому продержалась", - заметила 19-летняя Зарина Залиева. По ее словам, она в одночасье повзрослела. "Я до сих пор не знаю, почему все это случилось. Но в жизни есть много вопросов, на которые мы не знаем ответов", - полагает она.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru