Россия заявляет, что в борьбе с лесными пожарами достигнут прогресс, но огонь угрожает ядерным объектам и прогнозы на урожай зерна снижаются. Смог продолжает изгонять москвичей из города, но "люди гуляют по улицам и даже курят", сообщают зарубежные корреспонденты. Несмотря на ропот в адрес властей, рейтинг Путина вряд ли сильно пострадает.
По данным МЧС, в понедельник по сравнению с воскресеньем площадь пожаров сократилась на 9%, количество пожаров также уменьшилось. "Этим летом, в условиях аномальной жары и засухи в России, пожарные и ранее сообщали о сходных успехах, но сохранить достигнутое не смогли", - пишут корреспонденты The Wall Street Journal.
В Москве исчезли пробки на улицах: многие жители бежали из города, другие перешли на надомный режим работы, повествует издание. У большинства москвичей дома нет кондиционеров. Больше всего страдают от жары и смога те, кто работает также в некомфортных условиях или не может никуда уехать.
В другом материале The Wall Street Journal своими впечатлениями делится научная сотрудница Carnegie Moscow Center Эмили Паркер. "День за днем я выглядывала в окно офиса и обнаруживала, что видимая часть города сокращается". Однако Паркер замечает: "Если не считать ядовитого тумана, а также бледного диска на месте солнца, Москва выглядит странно-нормальной". Люди гуляют по улицам и даже курят, сидят в уличных кафе. Подавляющее большинство - без масок, причем на маску Паркер посматривают, как ей кажется, с легкой насмешкой.
Удивить москвича нелегко, продолжает она, хотя это не означает, что люди не страдают. Автор пишет, что слышала истории об обмороках и неадекватной помощи в чрезвычайных ситуациях, а также возмущенные высказывания в адрес властей. Но жизнь продолжается.
Засуха в России чревата подорожанием продовольствия на мировых рынках. Розничные цены на мясо и пиво могут вырасти, поскольку за последние полтора месяца ячмень подорожал более чем вдвое ввиду засухи в России и на Украине, сообщает британская The Guardian. Ранее пшеница подорожала на 50% из-за засухи и эмбарго в России, а также возможного неурожая в Австралии и ливней в Канаде. Впрочем, некоторые аналитики обвиняют в подорожании спекулянтов, ссылаясь на то, что в Европе и США урожаи ожидаются изобильные. В США с конца прошлой недели фьючерсы на пшеницу дешевеют.
Возможен новый продовольственный кризис, утверждает The Financial Times в редакционной статье, комментируя рост цен на зерно, ускорившийся после объявления Россией эмбарго на его экспорт. "Эмбарго неконструктивно. Это дорогостоящий механизм для защиты малоимущих россиян, который одновременно увеличивает вероятность повторения кризиса 2008 года", - говорится в статье. Дефицит зерна в этом году маловероятен, но трейдеры могут придержать запасы, а другие страны - тоже ввести эмбарго. "Нужна международная система, возможно под эгидой ВТО, которая установила бы правила приостановления властями экспорта сельскохозяйственной продукции", - рекомендует авторитетное экономическое издание.
Почти всю предыдущую неделю пожарные боролись с огнем вблизи важнейшего ядерного центра в Сарове, в 500 км от Москвы, где наряду с ракетами производится плутоний и другое радиоактивное топливо. Теперь разрушительные пожары угрожают еще одному российскому ядерному центру - горят 7 га земли вблизи ядерного объекта Снежинск в 1500 км к востоку от российской столицы, обеспокоен обозреватель Die Tageszeitung. Журналист рассказывает о тревожной ситуации вокруг ядерных центров России и заявлениях МЧС и Росатома.
Продолжающаяся жара и ее катастрофические последствия наконец убедили Кремль в необходимости борьбы с изменением климата, полагает The Christian Science Monitor. Российские чиновники, которые до настоящего времени воздерживались от кардинальных действий из опасений, что это замедлит экономический рост, недавно сделали решительные заявления, связывающие глобальное потепление с нынешней чрезвычайной ситуацией в стране.
"К сожалению, то, что происходит в центральной части нашей страны, является действительно свидетельством глобального изменения климата, потому что таких погодных условий за всю историю наблюдений никогда не было, - заявил на прошлой неделе российский президент Дмитрий Медведев. - Значит, нам нужно менять работу, менять те приемы работы, которые использовались до того".
Это сильнейшие слова, которые кремлевский лидер когда-либо произносил перед отечественной публикой по вопросу изменения климата, отмечает издание.
Французское издание L'Express посвящает сегодняшний комментарий политическим последствиям чрезвычайной ситуации в России. "Масштабы ущерба и количество жертв пожаров в России ошеломляют, а их возможные политические последствия уже вызывают беспокойство у российского правительства".
Президент Медведев объявил режим чрезвычайного положения в семи областях только 2 августа, "но Владимир Путин - формально премьер-министр, но фактически президент - был в гуще событий с самого начала кризиса 10 дней назад", пишет корреспондент. Путин хочет показать, что держит ситуацию под контролем, однако его заявление, что он лично будет следить за строительством жилья для погорельцев, а средства будут выделяться под контролем кремлевских представителей в регионах, "были восприняты как признание бессилия перед лицом коррупции, разъедающей страну", говорится в статье.
Нынешняя паника отчасти вызвана политикой регионализации на фоне нехватки средств у местных властей, а также принятием нового Лесного кодекса, который снял обязанности по охране леса с центральных властей, считает обозреватель. По данным издания, "уход центральной власти был по-тихому согласован Путиным. Компания Ilim Pulp, наполовину принадлежащая International Paper, где работал юристом Дмитрий Медведев, оказывала при этом существенное давление". Система противопожарных водоемов пришла в упадок, количество пожарных сократилось до 22 тысяч, тогда как во Франции, территория которой в 31 раз меньше, чем у России, их 25 тысяч.
Тем не менее премьер-министр Путин в очередной раз демонстрирует, что владеет ситуацией, и его позиции по окончании пожаров только укрепятся, прогнозирует автор статьи. Уже сейчас он использует патриотическую жилку россиян, говоря: "Россия все выстояла, все пережила. Конечно, сейчас тоже испытание (...) и, конечно, мы его преодолеем".